История с точки зрения теории усложнения: взлеты и падения

«Экономическая политика», № 5, 2019

ET обращает внимание на статью «Провал и триумф экономического усложнения: история Аргентины и Южной Кореи во второй половине XX века», открывающую очередной номер журнала «Экономическая политика». Анализируя историю экономического развития двух стран, авторы приходят к выводу, что Аргентине удалось лишь «относительно небольшое усложнение» по сравнению с Южной Кореей, экономический успех которой, безусловно, связан с развитием системы образования и технологическим заимствованием.

Как отмечают авторы статьи,— Иван Любимов, Мария Казакова, Маргарита Гвоздева и Айгерим Оспанова, — Аргентина, в частности, не смогла добиться заметного усложнения экспорта, и одной из возможных причин этого могло стать недостаточное накопление человеческого капитала. Южная Корея представляет собой полярный пример: развитие образования наряду с другими достижениями  позволило стране войти в группу богатых экономик и присоединиться к ОЭСР в 1996 году.

«В целом в Южной Корее создано общество, которое авторы исследования [Stiglitz, Greenwald, 2014] называют обучающимся. Южнокорейское общество верит в образование как способ решения социальных проблем и инструмент индивидуальной трудовой мобильности [Grubb, Lazerson, 2004]. Нынешние цели южнокорейского правительства в области высшего образования в значительной мере связаны с экономическим развитием, в том числе с повышением международной конкурентоспособности национального высшего образования и уровня занятости выпускников, увеличением передачи знаний между промышленностью и наукой, организацией системы образования, которая лучше готовит студентов к требованиям экономики, а также созданием пятнадцати университетов мирового уровня»