ET начинает публикацию нового цикла статей профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия ТРАВИНА «уТРАМПованный мир», в котором будут анализироваться нюансы нового мирового порядка и мифология, складывающаяся вокруг него.
Большая пресс-конференция и инаугурация 20 января нового американского президента – не просто повод в очередной раз порассуждать о нем. Мир вступает в новую политическую эпоху и потихоньку начинает это осознавать. В ближайшие годы нам много придется говорить об обитателе Белого дома, причем не только в силу того значения, которое имеют США на планете, но и в силу того, что американская политика будет серьезно трансформироваться.
После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США весь мир срочно бросился выяснять, как же такое могло случиться. Почти ничто вроде бы не предвещало подобного результата, и самые авторитетные аналитики до последнего момента глубокомысленно делали выводы о президентстве Трампа: этого, мол, не может быть потому, что этого не может быть никогда. Но, тем не менее, Дональд Трамп завоевал Белый дом.
Его победа является одним из самых значимых событий начала XXI века. И в тоже время одним из самых сложных, самых непонятных. Большая часть предлагаемых нам объяснений представляет собой наскоро сварганенные концепции – первое, что приходит в голову комментаторам. Ведь еще недавно на эту тему вообще не принято было рассуждать, поскольку людей типа Дональда Трампа или Марин Ле Пен «в упор» видеть не хотели.
Одно из наиболее популярных объяснений случившегося сводится к тому, что в Америке имело место массовое выступление против элит. Элит зажравшихся, самодовольных, не обращающих внимание на проблемы общества.
Можно, конечно, давать такой комментарий. Не ошибешься. Беда только в том, что он объясняет все и ничего одновременно.
Когда интересно у нас массы обожали элиты? Когда они не протестовали, хотя бы сдержанно? Когда они не стремились выравнивать уровень благосостояния, приближая собственный доход к доходам привилегированных слоев населения?
Вся история человечества делится на эпохи, когда правящим элитам не удавалось адаптироваться к ненависти широких масс, и на эпохи – когда удавалось. Неудачные для элит эпохи ознаменовывались крестьянскими войнами и восстаниями, городскими революциями, проникновением агрессивных варваров в центр с периферии. Удачные же эпохи означали, что крестьяне мирно пашут землю, платя оброк и благословляя государя, горожане спокойно трудятся, внося в бюджет налоги и удовлетворяясь демократической системой выборов, а грозные варвары проникают в столицы как робкие мигранты, просящие у коренного населения работу или милостыню.
При этом широкие массы все равно остаются недовольны элитами, но по какой-то причине сохраняют иллюзии. Крестьяне твердят: царь-то хороший, бояре плохие. Горожане голосуют за оппозицию в надежде, что она окажется лучше былой правящей партии. А мигранты надеются, что их рано или поздно примут в обществе, как своих. Надежды на хорошего царя, на демократический выбор и на мультикультурализм позволяют элитам править и удерживать общество от разрушительных действий. Но достижение компромиссов между верхами и низами вовсе не означает идиллии. Нельзя говорить, что были эпохи, когда элиты народу нравились, а ныне вот в Америке этого почему-то нет.
Весь марксизм построен на представлениях о том, что пролетариат должен организованно выступить против правящей элиты, которую классики этого учения именовали буржуазией. С марксизмом трудно согласиться по многим позициям, но из разумного стремления отойти от этого учения, вдолбленного нам в детстве, не следует то, что им надо полностью пренебрегать. Широкие массы действительно постоянно недовольны элитами, и тем с большим трудом удается находить способы удерживать народ от протеста. Удалось это и сегодня.
Победа такого человека, как Трамп, может интерпретироваться в качестве нового способа поддержания стабильности общества в условиях, когда старые способы стали работать плохо. И наша задача – понять, что конкретно перестает работать, и каковы конкретно новые механизмы поддержания авторитета элит. Это все действительно очень сложно и интересно, тогда как заявление о недовольстве масс элитами представляет собой обыкновенную банальность.
Кто станет всерьез говорить, будто темнокожий президент Барак Обама является представителем элит, а миллиардер Дональд Трамп таковым не является? Правильнее сказать по-другому. Как Трамп, так и Обама – конечно же, выходцы из элиты. И Хилари Клинтон оттуда же. И Берни Сандерс. Но в обществе ныне сменился запрос на то, как должен выглядеть устраивающий широкие массы представитель элиты. Что он должен говорить. Что делать. На какие струны души нажимать. Многие политики, журналисты и бизнесмены не смогли своевременно понять характер происходящих перемен и долгое время держались за те фигуры, которым было трудно победить. Хотя некоторые все же перестроились на поддержку Трампа, то ли поняв, то ли почувствовав веление времени.
Какое-то время политики с риторикой Трампа не побеждали. А теперь победили. Какое-то время политические машины успешно отсекали от участия в выборах чудаков, ломавших все стандартные схемы. А теперь отсечь не смогли. Какое-то время риторика типа трамповской считалась абсолютно неполиткорректной. А теперь оказалось, что она очень даже корректна, если у кандидата есть желание действительно победить на выборах, а не просто побегать по штатам, чтобы согреться. Все это означает, что мир радикально изменился.
Раньше в Америке тоже были люди, считавшие, что наплыв мигрантов из Мексики отнимает рабочие места и недопустимо трансформирует культуру белых англосаксонских протестантов, которые в свое время основали государство как «сияющий город на холме». Раньше в Америке тоже были люди, опасавшиеся радикальных исламистов, имеющих неприятную склонность временами совершать теракты. Раньше в Америке тоже были люди, возмущавшиеся тем, что США превращаются из промышленной страны в страну – производителя услуг (страну, жарящую гамбургеры), тогда как капитал уходит в Китай.
В общем, настроения против латиноамериканцев, мусульман, китайцев и прочих представителей иных культур вызревали достаточно долго. Но лишь сегодня они стали в американском обществе доминирующими. Или, точнее, они вошли в число доминирующих настроений (ведь Трамп все же не безоговорочно победил, а с большим напрягом).
Раньше, по всей видимости, общество больше беспокоили проблемы внутренние – размер налогового бремени, социальная политика властей, экология, равенство, права человека. А сегодня все больше начинают беспокоить проблемы, связанные с глобализацией. И это не случайно. Глобализация ведь продвигается столь быстрыми темпами, что все реже и реже можно в развитой стране мира найти уголок, который она не затрагивает. А если все же такой уголок найдется, то выяснится, что люди, в нем проживающие, считают себя жертвами глобализации просто потому, что об этом все вокруг говорят.
Таким образом, для того, чтобы понять феномен Трампа или феномен британского выхода из Евросоюза, надо в первую очередь обратить внимание на глобализацию и ее последствия. А еще важнее понять, почему вдруг внутренние проблемы на этом фоне стали менее актуальными.