Кто и как будет регулировать мировой рынок нефти в ближайшие годы, есть ли шансы на восстановление нефтяных цен до конца 2020 года? Этим вопросам было посвящено онлайн-заседание диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа. ET представляет ключевые фрагменты выступлений экспертов.
Пандемия остается главным фактором, влияющим на нефтяные котировки, полагает партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин. «Никто не знает, насколько затянутся режимы торможения экономики во многих странах. Мы видим полную неясность в США, видим, в каком положении Китай, Бразилия и Чили. Ситуация кажется довольно мрачной», –говорит эксперт. По его мнению, стоит обратить внимание на обсуждение параметров общей энергетической политики в Европе: «К 2030 г. намечается чуть ли не полный отказ от ископаемых видов топлива. Это залихватские прогнозы, но намерение ряда государств ускорить процесс и избавить, возможно, себя и окружающий мир от сюрпризов на энергетическом рынке, которые мы видели во время пандемии, – эта тенденция обозначена уверенно».
Он обращает внимание на отсутствие достоверных данных о том, как российские компании выполняют обязательства в соответствии с соглашением ОПЕК по сокращению добычи нефти: «Если верить агентству Argus, Россия, возможно, даже перевыполняет свои обязательства: компании прекращают работу некоторых скважин, а также целых кустов скважин». Крутихин не исключает, что «под сокращение» попадут, в первую очередь, проекты с низкой себестоимостью, добычей легкой и малосернистой нефти. Он ссылается на данные Argus о том, что в смесь Urals «стали добавлять меньше сибирской легкой нефти», а это значит, что, скорее всего, приостановлена работа на некоторых рентабельных скважинах с легкой нефтью. «Возобновлять работу на таких скважинах легче и выгоднее. Вряд ли имеет смысл открывать заново скважины, где 4% нефти, а 96% воды», – поясняет эксперт. Он ссылается на прогноз «представителя одной из ведущих нефтяных компаний», согласно которому, «после усилий по сокращению добычи», потребуется не менее четырех лет на ее восстановление.
Крутихин обращает внимание на то, что влиять на фундаментальные показатели нефтяного рынка – спрос и предложение – могут страны, «обеспечившие гибкость в подходе к добыче». В первую очередь, это Саудовская Аравия, а также ее главные партнеры по ОПЕК – Кувейт и ОАЭ: «Саудовская Аравия навострилась закрывать целые блоки скважин, она способна регулировать рынок и скидками, и условиями поставки, повышением и сокращением добычи». США также могут быстро возобновить добычу на сланцевых месторождениях.
Замдекана по научной работе экономического факультета МГУ, руководитель исследований департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин продемонстрировал график с поквартальной динамикой спроса (по оценке МЭА).
Бирюзовым цветом на нем обозначены ожидаемые по состоянию на март показатели, фиолетовые столбики – текущая ситуация. Сложился консенсус профессионалов по поводу того, что в 2020 г. снижение спроса составит 8-9 млн баррелей в день, или 8-9%. «Сложно сказать, когда такое масштабное сокращение спроса наблюдалось в последний раз, но обнадеживает то, что оно будет в значительной степени сконцентрировано во втором квартале. Мы видим уже снижение спроса там на 20 млн баррелей в день, а в четвертом квартале близко подходим к стандартным уровням потребления нефти», – комментирует Курдин.
В качестве примера сокращения активности в США Курдин приводит показатель пробега автомобилей в милях в день. В марте 2020 года спад этого показателя составил 11% к марту прошлого года, в апреле -41%, далее ожидается некоторое смягчение (в мае -22%, в июне --15%, в июле -11%). «Впоследствии американцы будут подбираться все ближе к уровню «мирного времени», и уже в 2021 г. автомобильный пробег будет на 2-3% ниже показателя 2019 г., и в конце 2021 г. американцы вернутся к той же транспортной активности, которая была в 2019 г.». Ситуация в Китае, по мнению Курдина, обнадеживает.
Он приводит график из ежедневного обзора Capital Economics по ситуации с коронавирусом. «Если мы обратим внимание на динамику транспортной активности в 100 крупнейших городах Китая, видно, что график приближается к уровню 2019 г. Так что в Китае ситуация с транспортной активностью налаживается», – отмечает эксперт, добавляя, что, судя по всему, информация о росте спроса на нефтепродукты, увеличении нефтепереработки в Китае отражает реальную действительность.
В мире же восстановление активности происходит неоднородно. Курдин приводит данные трафик-трекера TomTom, отслеживающего транспортную активность.
«Здесь тоже есть позитивные сдвиги. В некоторых городах, конечно, все плохо – Нью-Йорк, Лондон, Мадрид не очень сильно прогрессируют. Но в то же время там, где пик пандемии пройден, где уже началась активизация мер по снятию карантина (Вена, Пекин, Берлин), мы видим переход транспортной активности в плюс», – комментирует эксперт.
«Много говорим о сокращении добычи и в США, существенное сокращение добычи идет и в Канаде, несколько сокращается добыча и в развитых странах Европы, Китай поддерживает примерно тот же уровень». Согласно прогнозам МЭА, к июлю 2020 г. по сравнению с декабрем общее сокращение в государствах ОЭСР может составить до 4 млн баррелей в день – довольно существенная величина, которая тоже вносит свой вклад в балансировку.
К позитивным событиям на рынке нефти Курдин относит быстрое восстановление Китая: после падения на 13,5% в январе-феврале промпроизводство выросло почти на 4% год к году при обычных темпах +5-7%. При этом число нефтяных буровых в США находится на 10-летнем минимуме, в последний раз такое было во время кризиса 2008-2009 гг. «Изъятия из запасов нефти, т.е. баланс нефтяного рынка США достигает 5 млн баррелей, по данным на 20 мая. Если говорить о запасах в Кушинге – ключевом хабе, там поставлен исторический рекорд по сокращению запасов», – продолжает Курдин. Арабские страны объявили о совместном сокращении добычи дополнительно к тому, что они согласовали в рамках ОПЕК+. Кроме того, Норвегия изъявила желание поучаствовать в сокращении, поддержать общие усилия и обещала ненамного, но сократить добычу. «Мы видим положительные тенденции на рынке нефти, и цена после этого провала в отрицательный подвал начинает несколько выправляться, и уже превысила 35 долларов за баррель, идет в сторону 40», – отмечает эксперт. Таким образом, по его словам, нефтяные цены уже идут вверх, но надеяться на их восстановление до конца 2020 г. не приходится. «Можем рассчитывать на $40 за баррель, может быть, чуть больше», – прогнозирует Курдин.
Президент фонда «Институт энергетики и финансов» Марсель Салихов обратил внимание на то, что за последние три недели цены выросли в два раза, и это одно из наиболее значительных увеличений нефтяных цен в истории: «Примерно месяц назад цены на WTI были отрицательными, и все обсуждали вопросы переполнения хранилищ, говорили, что худшее впереди, цены будут дальше опускаться. А сейчас мы наблюдаем отскок. Я не видел ни одного из прогнозистов или комментаторов, которые бы месяц назад ожидали возвращения нефти Brent ближе к $40». Логичен вопрос – это некий сверхоптимизм, который почему-то свойственен рынку именно сейчас, или действительно впереди только хорошее.
«Авиационная промышленность пострадала, и восстановление ее займет несколько лет. Авиационный керосин – это 8% мирового потребления нефти. Соответственно, это означает, что какой-то удар по спросу в любом случае будет», – говорит Салихов. Тем не мнее, текущая ситуация с пандемией может способствовать росту популярности личного транспорта: «Ситуация может отличаться по разным типам нефтепродуктов, и, соответственно, спрос на нефть, который формируется из разных типов нефтепродуктов, может изменяться неравномерно».