Экономическое завещание Обамы

Заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов – о безальтернативности альтернативных технологий

В 2000 году знаменитый шейх Ахмед Заки Ямани, бывший нефтяной министр Саудовской Аравии, в интервью The Telegraph  произнес фразу, которая цитировалась с тех пор много раз: «Каменный век закончился не из-за нехватки камней, так же и нефтяной век подойдет к концу не потому, что нам не будет хватать нефти». Ямани предсказывал быстрое развитие альтернативных энергетических технологий, особенно применяемых на транспорте. Особые перспективы он связывал с водородными топливными элементами, широкое внедрение которых могло бы привести к резкому сокращению использования нефтепродуктов крупнейшими потребителями, прежде всего – США.

Нефтяная эра должна была, по предсказанию Ямани, завершиться к концу первого десятилетия нового века. Со сроками шейх ошибся, но, возможно, не слишком сильно, поскольку эпохи не меняются в один момент. По сути же он оказался прав, и это сейчас видно отчетливо: необратимые изменения в мировой энергетике уже начались.

Сланцевая неожиданность

Претворять в жизнь предсказания Ямани по сути стал президент США Барак Обама, сделавший «зеленую энергетику» одним из главных пунктов своей программы. В энергетической политике он декларировал следующие цели: снижение эмиссии парниковых газов, инвестиции в альтернативную энергетику, поддержку технологии производства биотоплива следующего поколения, уменьшение энергоемкости экономики и мировое лидерство США в борьбе с изменениями климата. Снижение нефтяной зависимости США от внешних поставок тоже было обозначено в качестве одной из целей, но ее достижение Обама понимал как сокращение потребления нефти через ужесточение стандартов топливной эффективности, а никак не за счет роста добычи собственной нефти.

Сланцевая революция стала для Обамы приятной неожиданностью, возможно и позволившей ему пойти на второй президентский срок. Во время предвыборных дабатов с Миттом Ромни: «Вот что я сделал на посту президента – мы увеличили добычу нефти до наивысшего уровня за 16 лет. Добыча природного газа находится на наивысшем уровне за десятилетия».

Специалисты и представители бизнеса заранее предупреждали Обаму о грядущем американском нефтяном ренессансе, но понимания тогда не встретили. Обама часто подвергался критике за поддержку возобновляемой энергетики. В частности, ему пеняли на банкротство компании Solyndra, получившей финансовую поддержку от федерального правительства на сумму свыше 500 млн долларов, но не выдержавшей конкуренцию с китайскими производителями солнечных панелей.

В конце концов, стало очевидно, что среди энергетических моделей американского будущего высокотехнологичная сланцевая добыча углеводородов окончательно победила, хотя Обама остался привержен возобновляемой энергетике. В преддверии климатической конференции, которая пройдет в декабре 2015 г. в Париже, Белый дом резко активизировал свою политику в отношении «зеленой» энергетики и борьбы с изменениями климата .

Clean Power Plan

3 августа 2015 года Обама обнародовал подготовленный Агентством по охране окружающей среды США (EPA) План действий по развитию «чистой» энергетики (Clean Power Plan).

Он обозначил направление борьбы с изменением климата: это переход от использования угля в энергетике к потреблению газа и развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Причем приоритет отдается возобновляемой энергетике. Газ, который до сих пор считался переходным топливом (bridge fuel) от угольной энергетики к возобновляемой, теперь рассматривается главным образом как сырье для химической промышленности.

План чистой энергетики предполагает, что штаты примут свои планы, выполнение которых обеспечит снижение к 2030 году эмиссии парниковых газов на 870 млн т СО2 или на 32% от уровня 2005 года.

Окончательная версия Плана обнародована после года подготовки, сотен встреч и консультаций, после получения EPA 4,3 миллионов публичных комментариев и доработки предварительного текста. Этот документ предполагает более энергичный переход США на возобновляемую энергетику, чем изначально предполагалось. Основной упор делается на развитие ветровой и солнечной энергетики. По словам главы EPA Джины Маккарти, «окончательная версия плана не только более амбициозная, но и более достижимая, чем предварительный вариант, поэтому штаты могут создать такие собственные планы, которые будут в наибольшей степени удовлетворять интересам общества, бизнеса и коммунальных служб».

Президент Ассоциации солнечной энергетики Рон Ресч (Rhone Resch) сказал, что солнечная энергетика наиболее чувствительна к положениям Плана. При этом она работает во всех 50 штатах, обеспечивает нулевые эмиссии, создает больше рабочих мест на мегаватт, чем любая другая технология и может внедряться быстро и эффективно, повышая надежность энергоснабжения.

Американская ассоциация ветроэнергетики выступила с заявлением, что одна только ветровая генерация в состоянии обеспечить штаты большей частью энергии, необходимой для реализации Плана Обамы.

24 августа 2015 года Обама объявил о мерах по поддержке инвестиций в возобновляемую энергетику, он заявил, что эта отрасль будет процветать, несмотря на сопротивление республиканцев и поставщиков ископаемых топливных ресурсов.

Политик, выступающий против чистого воздуха, не имеет шансов получить поддержку избирателей

Эти меры будут заключаться в увеличении на $1 млрд гарантий по кредитам на проекты возобновляемой энергетики, гранты на научные исследования в области солнечной энергетики в объеме $24 млн и субсидии по сокращению затрат домовладельцев на установку солнечных панелей.

«Мы собираемся облегчить индивидуальным домовладельцам установку солнечных батарей на крышу домов, избавив их от обязательных авансовых платежей», - заявил Обама, выступая на Национальном саммите по чистой энергетике в Лас-Вегасе.

Калифорния без бензина

Губернатор Калифорнии Джерри Браун (Jerry Brown) поставил цель сократить выбросы парниковых газов в штате на 80% к 2050 году. К этому моменту с дорог должны полностью исчезнуть старые машины, работающие на нефтепродуктах. Это может стать началом новой общемировой тенденции, которая приведет к сокращению спроса на нефть.

Руководитель Калифорнийского Агентства по воздушным ресурсам (Air Resources Board, ARB) Мэри Николс (Mary Nichols) заявила, что для выполнения целей, поставленных губернатором, после 2030 года в Калифорнии не должны продаваться автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Калифорния – самый активный штат в поддержке электромобилей. Действующая программа продвижения на рынок автомобилей с нулевыми выбросами (Zero-emission vehicle, ZEV) требует, чтобы в 2015 году 2,7% новых автомобилей, проданных в этом штате, были или электромобилями или работали на топливных элементах. Этот процент должен повышаться каждый год, чтобы в 2025-м достичь 22%. Окончательная цель – заставить автопроизводителей совсем отказаться от продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Мэри Николс заявила: «Если мы хотим избавить нашу транспортную систему от использования бензина, нам надо, чтобы люди привыкли жить в мире, свободном от эмиссий, а не в мире, немного отличающимся в лучшую сторону от того, что есть сейчас».

Автопроизводители встречают требования ARB в штыки, хотя мало кто из них решается критиковать их публично. Исключением стал глава компании Fiat Chrysler Серджио Маркионне (Sergio Marchionne), попросивший не покупать электромобиль его компании.

На встрече с отраслевыми аналитиками в мае 2014 года в Вашингтоне Маркионне заявил, что каждый проданный электромобиль Fiat 500e стоимостью $32,5 тыс приносит компании $14 тыс убытков. Производит этот автомобиль компания только из-за требований доступа на рынок Калифорнии. Маркионне, который возглавил объединенную компанию Fiat Chrysler в 2009 году предупредил, что если бы компания производила только электромобили, ей пришлось бы вновь обращаться за правительственной помощью.

Маркионне утверждает, что требования по внедрению электромобилей и повышению топливной экономичности автомобилей внедряются слишком быстро, поэтому он будет продавать столько электромобилей в год, сколько потребует квота – и ни одной машиной больше.

С другой стороны, все знают, что Николс, которая пришла в ARB в 1975 году, отказывается принимать на веру точку зрения автопроизводителей. В 1970-е годы она настояла на обязательном применении каталитических конвертеров для автомобилей, несмотря на сильное противодействие со стороны General Motors. Теперь конвертеры стали обязательным элементом сокращения содержания вредных веществ в выхлопах, и GM не хуже других автопроизводителей адаптировалась к этому требованию. Политика ARB распространяет свое влияние далеко за пределы Калифорнии и обычно становится моделью для всего мира.

После того как Мэри Николс повторно возглавила ARB в 2007-м, она добилась введения квот на продажу в Калифорнии автомобилей с нулевым выбросом и поддержала национальный план Обамы по удвоению показателя топливной экономичности автомобилей – до 55 миль на галлон к 2025 году. Ранее Николс уже возглавляла регулятор воздушных ресурсов штата, и избавление Лос-Анджелеса от смога считают ее заслугой.

Сейчас Николс всерьез намерена к середине столетия избавить Калифорнию от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Об этом она заявила в интервью, которое дала в лаборатории тяжелых грузовиков ARB в Лос-Анджелесе в июне 2015-го.

По мнению аналитика Леви Тильмана (Levi Tillemann), автора книги о будущих автомобильных технологиях «The Great Race», Мэри Николс стала одной из самых влиятельных фигур в сфере регулирования мирового автомобильного рынка, а калифорнийское ARB – главной движущей силой электрификации автотранспорта.

В мае 2015 года на организованных ARB слушаниях компании Jaguar Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Subaru и Volvo попросили не распространять на них требования продажи автомобилей с нулевыми выбросами. Они настаивали, что их небольшие бюджеты на исследовательские и конструкторские работы не позволят им конкурировать с такими гигантами как Ford, GM и Nissan в разработке электромобилей.

Тогда ARB предложило компромисс: автопроизводители с глобальными доходами менее $40 млрд в год получат возможность выполнить свою квоту с помощью заряжаемых гибридных электромобилей (PHEV) и им не обязательно будет создавать полностью электрические автомобили или автомобили на топливных элементах.

Например, Outlander Plug-In Hybrid компании Mitsubishi хорошо продается в Европе и в Японии. Компания намерена начать продажи этой модели в США во втором квартале 2016 г., и вероятно, эта машина будет продаваться лучше, чем маленький электромобиль iMi. Летом 2015 г. в США стартовали продажи заряжаемого гибрида от Volvo ‑ XC90 T8 Twin Engine Plug-In Hybrid.

Этот компромисс раскритиковал директор по развитию Tesla Кен Морган (Ken Morgan), заявив, что все компании имеют доступ к тем же финансовым рынкам, которые позволяют Tesla привлечь необходимое финансирование для создания электромобилей.

Окончательное решение по квотам на электромобили в Калифорнии будет принято в середине 2016 года. При этом мнение Tesla будет обязательно принято во внимание, поскольку компания является крупнейшим работодателем в автомобильной промышленности Калифорнии. Как заметил Саймон Муи (Simon Mui) из Национального совета по природным ресурсам (Natural Resources Defense Council), «теперь в автомобильной промышленности есть лидеры с конкурентными преимуществами в области электромобилей, и в этом значительное отличие текущей ситуации от того, что было 10 лет назад».

Губернатор Браун продвигает законодательство штата по сокращению эмиссий CO2 до 2050 года, включающее расширение программы ограничений и торговли квотами на выбросы (cap-and-trade program), начатой прежним губернатором Арнольдом Шварценеггером. По этой программе коммунальные службы и промышленные компании должны покупать квоты на выбросы, а полученные деньги штат будет тратить на инфраструктурные проекты вроде высокоскоростной железной дороги.

В сентябре этого года законодатели Калифорнии приняли закон штата, согласно которому к 2030-му половина электричества в штате должна вырабатываться из возобновляемых источников, а энергоэффективность зданий должна быть повышена вдвое.

Закону пришлось преодолевать сопротивление владельцев зданий, представителей нефтяной промышленности, розничной торговли и даже фермеров, выращивающих овощи и фрукты. Теперь законопроект должен подписать губернатор Калифорнии Джерри Браун, который с самого начала его поддерживал.

Солнечная и ветровая электрогенерация займут значительную долю в энергетике Калифорнии. Строители получат больше работы по созданию энергоэффективных зданий. По расчетам компании GTM Research, закон о чистой энергетике обеспечит возможность инвестировать 8,6 млрд долл. в крупные проекты солнечной энергетики. Эта цифра может сильно меняться в зависимости от стоимости солнечных батарей и других факторов. По оценке Калифорнийской ассоциации солнечной индустрии, этот рынок составит 10 млрд долл.

Накануне голосования Калифорнийская торговая палата, Калифорнийская производственно-технологическая ассоциация и Ассоциация собственников бизнеса отозвали свои возражения против законопроекта в обмен на отмену требования о сокращении потребления бензина и уточнение формулировки про удвоение энергоэффективности зданий. В первоначальном варианте это требование относилось ко всем зданиям, а в окончательной версии говорится лишь об удвоении эффективности конечного потребления электричества и газа.

В проигрыше от нового закона окажутся жители жарких внутренних районов Калифорнии, которым придется больше платить за электричество по новому мандату на использование энергии из возобновляемых источников. Закон приветствуют защитники окружающей среды, хотя и огорчены исключением из него требований по использованию бензина.

 

Политические оппоненты Барака Обамы из Республиканской партии контролируют обе палаты Конгресса, поэтому президент в своей климатической политике опирается на поддержку штатов, во главе которых стоят представители Демократической партии. Однако партийная принадлежность в вопросах поддержки чистой энергетики – не главное. Например, трудно представить, что если Калифорнию возглавит республиканец, он свернет программы поддержки возобновляемой энергетики и будет выступать за ослабление контроля за выхлопами автомобилей. Жители Лос-Анджелеса еще помнят, как задыхались от смога. Политик, выступающий против чистого воздуха, не имеет шансов получить поддержку избирателей. Новому президенту даже помимо воли придется действовать в русле энергетической политики Барака Обамы.