Минсельхоз РФ подготовил проект Государственной программы комплексного развития сельских территорий (ГП КРСТ) на 2020-2025 гг. Принципиальное отличие новой программы от действующей ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (УРСТ) состоит в резком росте запрашиваемого бюджетного финансирования и кардинальном изменении способов его распределения.
Расходы на действующую программу в течение последних 6 лет составили 191,4 млрд руб., в новой же программе предлагается потратить в предстоящие 6 лет 1376 млрд. руб. (в 7,2 раза больше). В наибольшей степени планируется увеличить расходы из федерального бюджета: с 79 до 1057 млрд руб. (в 13,4 раза). Затраты консолидированных бюджетов субъектов РФ предполагается увеличить в 1,4 раза, из внебюджетных источников – в 5,2 раза. В 2017 г. расходы федерального и региональных бюджетов были примерно равны, однако теперь из федерального бюджета предлагается выделять на сельское развитие в 10 раз больше средств, чем из региональных (табл. 1).
В проекте указаны три основных цели Госпрограммы:
- повышение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств с 68% в 2018 г. до 75% к 2025 г.;
- повышение доли жилых помещений, оборудованных всеми видами благоустройства;
- сохранение не менее 2900 сельских поселений с численностью до 500 человек.
Для достижения указанных целей проектом предусмотрено осуществление трех подпрограмм (они же именуются ведомственными целевыми программами):
- аналитическое, нормативное и методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий. Подпрограммой предусмотрено выполнение всех индикаторов Госпрограммы на 100%, активизация участия граждан, организаций и муниципальных образований в реализации инициативных проектов комплексного развития территорий в 14,5 тыс. сельских населенных пунктов;
- комплексное развитие сельских территорий. Намечен ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности (5561,9 тыс. кв. м за 6 лет) и достижение приведенной выше цели 2;
- современный облик сельских территорий. Подпрограмма обеспечивает достижение приведенных выше целей 1 и 3.
В дополнение к целям, подпрограммам и мероприятиям в проекте приведено 20 целевых показателей. Некоторые из них соответствуют целям программы, подпрограмм и намеченных мероприятий. Вместе с тем часть целевых показателей никак не увязана с ними, некоторые индикаторы указаны лишь за отдельные годы.
В проекте отсутствует единая таблица с перечнем мероприятий и их ресурсным обеспечением. В табл. 2 обозначены все мероприятия и планируемые на их осуществление финансовые ресурсы.
Программой предусмотрена реализация трех групп мероприятий. Но, несомненно, главным является осуществление инициативных проектов сельских муниципалитетов, отдельных жителей и их групп, бизнеса. На эту меру предполагается израсходовать почти 1,2 трлн руб., т.е. 85% всех средств Программы. Отметим, что в программе развития сельских территорий стран ЕС на аналогичное мероприятие (программа «LIEDER») расходуется 6–7% средств. Судя по приведенным данным, в среднем на один сельский населенный пункт, осуществляющий инициативный проект, будет выделяться около 60 млн руб. Это достаточно большая сумма даже для крупных сел. При этом основные направления расходования средств не обозначены. Критерии поддержки не указаны. Для сравнения: в программу сельского развития США включено 7 направлений политики, 60 мероприятий с указанием объемов финансирования и правил выбора участников для каждого из них.
Признание инициативных проектов главным мероприятием ГП КРСТ нацелено на стимулирование активности селян. Распределение средств планируется на конкурсной основе. Отбор победителей будет осуществляться комиссией Минсельхоза РФ. Такой механизм несет в себе риски коррупции и несправедливого распределения. Чиновники едва ли смогут обработать и адекватно оценить множество инициатив граждан и организаций.
Кроме того, проектом предусмотрено, при прочих равных условиях, отдавать предпочтение населенным пунктам, где есть рабочие места и выше удельный вес софинансирования за счет внебюджетных источников. Это означает, что поселения с высоким уровнем безработицы, низкими доходами населения, низкой бюджетообеспеченностью будут проигрывать конкурсы а, значит, ускорится их деградация. Такой подход чреват рецидивом советской эпопеи ликвидации неперспективных деревень.
Конкурсная система предполагает поддержку сильных и инициативных, притом что они нуждаются в другом – избавлении от законодательных и административных ограничений. В государственных же средствах нуждаются слабые. Новая политика может оказаться ориентированной на инициативы крупного бизнеса. А он предсказуемым образом будет выступать с предложениями по строительству агрогородков и их обустройству за счет Госпрограммы. Не для этих ли целей предназначены предусмотренные проектом 39 площадок для комплексной застройки?
Для того, чтобы поддержать население всех сел и деревень, целесообразно рассмотреть социально справедливый вариант распределения средств. Например, средства на инициативные проекты могут быть разделены между всеми сельскими поселениями пропорционально числу жителей. Субсидия в расчете на одного человека составит примерно 30 тыс. руб. Каждому селу и муниципалитету следует предоставить право выбора инициативных проектов исходя из местных нужд, но их стоимость не должна превышать выделенный лимит на данное поселение. Если в сельском поселении 1000 человек, то оно получит право на составление инициативных проектов на 30 млн руб. По каждому инициативному проекту поселение должно составить бизнес-план с последующим его рассмотрением на уровне района. В Москву отправлять эти проекты на утверждение нет никакого смысла, из столицы маленькие деревеньки не видны. Такой алгоритм справедливее, чем конкурсное распределение средств, он будет способствовать росту активности сельского населения, особенно в небольших поселениях, а коррупция окажется сведенной до минимума.
Другой вариант политики может быть разработан на основе формулировки конкретных задач, решение которых государство обязуется полностью или частично финансировать во всех сельских населенных пунктах, где проживает определенное количество жителей (допустим, не менее 20–50 человек). В современных обстоятельствах такими задачами могут быть: доступ к интернету, освещение сельских улиц, твердое покрытие улиц, субсидирование замены не удерживающих тепло окон и дверей на современные пакетные, замены печного отопления на паровое, установка сетевого или автономного электро-, водо- и газоснабжения, бойлеров для обогрева воды, установка септика и замена холодного уличного туалета на теплый.
Следует отметить, что объекты социальной сферы аграрных территорий, равно как и развитие сельской экономики, находятся в зоне ответственности муниципалитетов. Но ни полномочий, ни финансовых средств на решение указанных задач у них нет. В новой Госпрограмме они даже не упоминаются как основные исполнители, решение всех задач возложено на федеральные и региональные органы управления.
В нынешних условиях образование, здравоохранение, культура, автодороги, газификация и т.д. могут и должны финансироваться через национальные проекты. Специальная программа развития сельских территорий необходима для придания импульса развитию сельской экономики, обеспечения занятости и повышения доходов сельских жителей. Если у населения будут высокие доходы, у муниципалитетов – налоговые поступления, село получит возможность саморазвития, не уповая лишь на дотации свыше.
Автор – главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС
Читать «Мониторинг экономической ситуации в России», №7 (90), апрель 2019 г.