Региональные счетные модели – один из традиционных методов оценки долгосрочных экономических эффектов транспортных инфраструктурных проектов. Счетная модель экономической географии для муниципалитетов Российской Федерации, разработанная сотрудниками Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС, использована для оценки эффектов строительства планируемой автомагистрали Москва-Казань. Модель показывает, что проект будет стимулировать рост средних заработных плат и приток населения не только в районах, по которым непосредственно пройдет магистраль, но и в целом в ряде территорий Поволжья.
Экономическая выгода от вложений в транспортную инфраструктуру складывается из многих составляющих. Во-первых, возникают прямые и косвенные эффекты от модернизации транспортных путей: пользователи транспортной инфраструктуры экономят время и средства, транспортная инфраструктура улучшает доступ к рынкам для местных производителей и доступ к рабочим местам для местных жителей. Во-вторых, в периоды экономического спада возможен эффект мультипликатора деловой активности: транспортные проекты становятся одной из мер стимулирующей политики.
Прямые эффекты транспортных проектов – т.е. размер экономии, которую получают пользователи инфраструктуры, – оценить сравнительно легко. Например, прямые эффекты экономии времени и средств от новой дороги зависят от ее технических характеристик: скорости, пропускной способности. Оценка же косвенных эффектов является более сложной задачей.
Для прогнозирования изменений пространственного распределения экономической активности после реализации транспортных проектов строятся региональные счетные экономические модели. Задача состоит в том, чтобы с учетом вводных данных – характеристик административных единиц (регионов, муниципалитетов), их экономических показателей, их географии, а также топологии и свойств транспортной сети, – предсказать, как изменятся спрос на труд, деловая активность, доходы и миграция населения, т.е. найти «экономическое равновесие», которое сложится в новых условиях, когда транспортный проект будет реализован. Затем, сравнивая это новое равновесие с текущим, можно оценить, какой вклад в экономическое развитие территорий способен принести планируемый проект.
Работа сотрудников ИОРИ РАНХиГС посвящена построению такой счетной модели. Была разработана базовая версия модели для муниципалитетов РФ и в качестве тестового примера проведены расчеты эффектов от планируемой новой автомагистрали Москва-Казань. Модель позволяет оценить, как изменятся экономическая активность населения и средний уровень заработных плат в результате строительства дороги.
Модель ИОРИ основывается на работах Т. Аллена и К. Арколакиса для округов США. Теоретическая основа работы – модель «новой» экономической географии, где территория страны состоит из множества административных единиц – регионов, каждый из которых производит уникальный вид товара. Потребители предпочитают диверсифицированную корзину продуктов, и на конечные потребительские цены влияют издержки транспортировки товаров. Поэтому производителю выгодно располагаться близко к крупным рынкам. Модель учитывает агломерационные эффекты: производство эффективнее в регионах с высокой плотностью населения, но в то же время высокая плотность населения повышает стоимость жизни. Например, жители Москвы при прочих равных условиях зарабатывают больше и имеют более высокую производительность труда, но и вынуждены мириться с высокими прямыми и косвенными издержками жизни в крупном городе.
В ходе оценки модели определяются параметры каждого муниципалитета: мера производительности труда и мера полезности потребителя. Параметр производительности труда зависит от факторов, присущих муниципалитету, но не учтенных в модели напрямую. Это, например, полезные ископаемые, качество сельскохозяйственных земель, накопленный физический и человеческий капитал. Параметр полезности зависит от факторов, не учтенных моделью, которые влияют на численность населения и на притягательность данной местности для жизни, такие как климат, качество окружающей среды, исторические и культурные особенности, различия в рождаемости. Результат воздействия этих факторов вычисляется в процессе оценки модели на муниципальных данных. Зная параметры всех муниципалитетов, можно с помощью модели предсказать, как изменится экономическая география страны, если изменить структуру транспортной сети.
Планируемая магистраль пройдет через города Владимир, Муром, Арзамас и в 80 километрах к югу от Казани. Новая дорога существенно сократит время передвижения до Москвы и других пунктов назначения для всех районов вдоль планируемого пути. Это откроет новые возможности, увеличит экономическую активность и вызовет миграционный переток населения в районы прохождения магистрали (за счет муниципалитетов, расположенных вдали от магистрали. Рис. 1 иллюстрирует прогноз роста населения в муниципалитетах вдоль магистрали и вдали от нее.
Стоит отметить, что магистраль положительно повлияет не только на районы, через которые она непосредственно пройдет, но и на значительные территории к востоку от Казани: восток Республики Татарстан, юг Кировской области, Республику Удмуртию. Слабый, но все же положительный эффект возможен и для районов Самарской области, западных районов Республики Башкортостан и Оренбургской области. Все эти территории благодаря новой магистрали сократят транспортные издержки в пути до Москвы и других рынков центральной России, что будет способствовать увеличению производительности фирм и выравниванию уровней заработных плат.
Разработанная модель не лишена недостатков, некоторые важные для реальной экономики факторы в ней не учтены. Например, модель предполагает высокую и беспрепятственную мобильность населения. Прогнозы роста или оттока населения в муниципальных районах могут быть существенными. Для самых привлекательных локаций вблизи планируемой магистрали прогнозируется миграционный приток до +16% от текущего уровня населения.
В реальности же, как известно, миграционные процессы очень инертны, соответственно прогнозируемые изменения займут годы, если не десятилетия. Миграционный потенциал реализуется медленно, миграция сопряжена с издержками и подчиняется гравитационному закону: ее интенсивность падает с расстоянием между регионами оттока и притока. Фактический прогноз – это долгосрочный предельный уровень, который будет достигнут по мере развития территорий, прилегающих к новой магистрали. Но даже если на краткосрочном горизонте эти оценки могут оказаться скромнее, модель ярко иллюстрирует, что транспортные проекты затрагивают интересы обширных территорий и регионов.
Другой важный фактор, пока не учтенный в оценках – это интенсивность использования новой транспортной инфраструктуры. Планируется, что магистраль Москва-Казань будет платной, соответственно цена проезда будет существенно влиять на эффективность ее испол
Автор – старший научный сотрудник лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры ИПЭИ РАНХиГС
Читать «Мониторинг экономической ситуации в России», №1 (102), январь 2020 г.