Можно ли остановить инфляцию административными мерами? На заседании Экономического клуба ФБК Grant Thornton эксперты обсудили причины роста инфляции, альтернативные пути решения проблемы роста цен и дали свои прогнозы на ближайшее будущее.
Реальные располагаемые доходы падают – что уже стало устойчивой тенденцией – число бедных растет, теперь, кроме того, стала увеличиваться инфляция. С этих констатаций начал свое выступление директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
По данным Росстата за февраль, за один месяц инфляция выросла на 0,8%, что выше, чем в январе (0,7%), в котором традиционно наблюдается скачок цен (индексация регулируемых тарифов происходит с 1 января), поясняет он. Годовая инфляция (февраль к февралю 2020 г.) ускорилась до 5,7%. По базовому прогнозу цены в 2021 г. должны вырасти на 3,5%. Если по итогам года инфляция останется на уровне около 6%, то обещания индексировать пенсию выше инфляции, данного при повышении пенсионного возраста, сдержать не удастся, полагает эксперт. Дорожают продовольственные товары – на 7,7% к февралю 2020 г., прежде всего растет в цене плодоовощная продукция (+16,6%).
Сравнивая индексы потребительских цен в России и зарубежных странах на декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г., Николаев отмечает, что РФ с показателем 4,9% выглядит лучше, например, Турции, где цены выросли на 14,6%. Однако «сравнение со странами ЕС (+0,2%) и США (+1,4%) явно не в нашу пользу.
По мнению Николаева, причины инфляции, названные недавно министром экономического развития Максимом Решетниковым, – рост цен на мировых рынках сельхозпродукции и ослабление рубля - не являются исчерпывающими. Среди других факторов роста цен он называет недостаточный уровень конкуренции в экономике и неэффективное госрегулирование тарифов естественных монополий. Большую роль продолжают играть и российские антисанкции на ввоз сельхозпродукции и продуктов питания. «Все это делает труднодостижимой задачу по приостановке падения реальных доходов населения», – заключает он, прогнозируя при этом, что «инфляция останется однозначной, что уже неплохо», составив в 2021 г. 5-6%.
Заведующий лабораторией структурных исследований РАНХиГС, бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев считает, что цены на определенные социально значимые товары, например, подсолнечное масло и сахар можно контролировать. Регулирование сверх этого он называет «нарушающим основы рыночной экономики». Более эффективен по сравнению с прямым давлением на сети и производителей, полагает эксперт, механизм интервенций и экспортно-импортные пошлины.
Инфляция начала снижаться с 2015 года, напоминает Ведев: «Не было никаких сомнений, что она снизится, основная причина – падение доходов населения. Если нет спроса, нет и инфляции. Сейчас, думаю, отчасти ожил спрос за счет бюджетных вливаний». Он уверен, что производители должны реагировать на возросший спрос ростом поставок, а не цен. Инфляционное давление в таких условиях оборачивается плохим предпринимательским климатом и игрой в курс рубля. «При цене на нефть $65-70 за баррель мы имеем девальвацию рубля из-за нефти, которая тянет за собой рост стоимости импорта и цен», – считает Ведев.
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что мировые факторы вторичны в отношении происходящего в России. Он согласен, что достаточно большой ассортимент продовольственных цен «подвержен вменяемому госрегулированию». Сравнение российских цен с европейскими Иноземцев считает невозможным из-за фактора валютного курса. Например, оптовые цены на сахар с 2012 г. выросли с 19 до 46 руб/кг на сегодняшний день. Этот график роста идентичен с ростом курса доллара: «Почти за 10 лет цены на сахар, выраженные в долларах или евро, практически не выросли. Это означает, что российский рынок интегрирован в мировой, не может не реагировать на изменения цен на мировом рынке и, безусловно, на изменение курса». Иноземцев добавляет, что анализ валютных цен на российские продукты не показывает никаких неожиданных скачков. Кроме того, российская экономика и российское сельхозпроизводство сегодня тесно связаны с мировым рынком: «Оптовые цены на зерно почти полностью повторяют динамику цен на мировом рынке, и разрыв между ними составляет очень небольшую величину».
Само российское госрегулирование он называет «печальным»: от государственных органов часто поступают «странные сигналы» для производителей. А сохраняющиеся контрсанкции, по мнению Иноземцева, мешают рыночной конкуренции: «Это абсолютный анахронизм. Если мы хотим обеспечивать население качественной и доступной едой, его нужно отменять».
Он согласен, что 10-15 массовых товаров, особенно биржевого свойства (сахар, кофе, подсолнечное масло) – регулируемы. Но самым лучшим методом являются интервенции: государство может закупать либо на внешнем, либо на внутреннем рынке по рыночным ценам определенное количество товара и затем через госрезерв и другие структуры предлагать его производителям по заведомо сниженным ценам. В значительной мере ЕС использует этот механизм в рамках единой сельхозполитики. «Регулирование цен не должно быть просто красивой картинкой, когда премьер говорит предпринимателям -- “Давайте держать цены!” Оно должно быть договором между правительством, которое субсидирует цены на сырье, и между производителями, переработчиками и розницей, которые в ответ на это готовы идти на уступки», – считает эксперт.
Подводя итог, экономист отмечает необходимость выбора либо европейского пути -- через интервенции в обмен на сдерживание цен, либо американского -- финансирование потребления малоимущих слоев.
Иноземцев прогнозирует инфляцию ао итогам года на уровне 7%. Дорогая нефть, цены на энергоносители и логистику – будут толкать инфляцию вверх. Однако в инфляции ниже 10% Иноземцев также не видит ничего катастрофичного.
Проректор по стратегическому развитию РЭШ Максим Буев отмечает, что рост инфляции в последний год является, в том числе, ожидаемым эффектом политики в сфере льготной ипотеки и кредитов. Со стороны факторов предложения возникает вопрос, что происходит на различных рынках и как с этим связано повышение издержек производителей. «Технически госрегулирование хоть и не рыночный метод, но отрегулировать цены на продовольствие можно. Проблема в том, что мы говорим про регулирование цен на продовольствие и одновременно – на удобрения. При попытке государства все регулировать, ценовой сигнал перестает нести какую-либо информацию для производителей», – обращает внимание Буев, добавляя, что это сказывается на инвестиционных решениях.
Говоря об интервенциях, Буев напоминает о созданном интервенционном фонде, который сейчас де факто не работает из-за проблем с регулированием элеваторов. У тарифного регулирования есть масса побочных эффектов, о которых сейчас, возможно, никто не думает. Кроме того, по мнению Буева, задача государства – разработать предсказуемые правила, которые бы позволили строить планы хотя бы на среднесрочную перспективу, а дальше целенаправленно работать над развитием биржевых инструментов, которые позволяли бы производителю хеджировать риски. Он добавляет, что при отмене регулирования цен «подавленная инфляция наверстает свое: попытки зажать цены сегодня неминуемо аукнутся завтра».