На круглом столе в ходе XXII Апрельской международной научной конференции ВШЭ эксперты обсуждали проблемы развития российского человеческого капитала, обозначенные в специальном докладе Высшей школы экономики «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи».
Человеческий капитал приводит к росту производительности или рост производительности ведет к накоплению человеческого капитала? На этот вопрос попытался ответить директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон (руководитель группы авторов доклада): «Хотя в рамках теории человеческого капитала доминирующей позицией является то, что человеческий капитал всему причина, но есть известная работа Марка Биллса и Пита Кленоу, которая эмпирически показывает, что направление связи может идти в обратном направлении».
Что происходит человеческим капиталом в течение всей трудовой жизни? Это второй вопрос, на который обратил внимание экономист. Можно измерить человеческий капитал на входе в трудовую жизнь (с помощью баллов Пизы, ЕГЭ, тестов и т.д.), но в дальнейшем он меняется – и накапливается, и амортизируется, а итог – неочевиден. Во всяком случае применительно к России таких данных нет. Гимпельсон сравнивает это с покупкой компьютера – в момент покупки он может быть современным, но постепенно устаревает и по техническому, и по программному обеспечению, значит, «превращается в музейный экспонат».
Еще одна важная составляющая проблемы – это трудовая мобильность молодых людей и ее вклад в человеческий капитал. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, на российском рынке труда именно мобильность дает большой прирост в заработной плате. Но с возрастом и опытом мобильность естественным образом снижается. Эксперт отметил, что высокая мобильность молодых людей как раз может быть причиной попыток Минобразования и региональных властей «зарегулировать рынок», жестко связать его с системой образования. А тем самым сдерживается и рост производительности, и накопление человеческого капитала.
Старший экономист Всемирного Банка Руслан Емцов обратил внимание на то, что доклад ВШЭ не учитывает публикацию Всемирного банка 2018 г. Changing wealth of nations («Изменение богатства наций»). В этой работе оценивается накопленное богатство на душу населения в долларах по паритету покупательной способности. В России по состоянию на 2014 г. национальное богатство составляло около $190 тыс. на душу населения по ППС. Из этой суммы почти половина ($ 90 тыс.) приходилась на накопленный человеческий капитал, который измеряется как приведенная стоимость будущих заработков на протяжении жизни работника. Средний показатель по миру составлял в 2014 г. $108 тыс. против $90 тыс. в России, которая при этом по многим показателям и индексам (структуры рабочей силы, человеческого капитала, образования) являлась одной из самых продвинутых стран.
Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Илья Воскобойников пояснил, что предметом исследования авторов доклада стало «проявление человеческого капитала на макроэкономическом уровне». В докладе изучались источники накопления капитала. Среди них эксперт отметил корпоративную политику, связанную с инвестициями в человеческий капитал со стороны компаний, поведение работника, связанное с совершенствованием собственного человеческого капитала (переобучение), а также человеческий капитал мигрантов, доля которых значительна на рынке труда.
Демографический прогноз на ближайшие два-три десятилетия, отметил Воскобойников, не обещает ускорения роста производительности труда за счет повышения роли человеческого капитала. Не является многообещающим и жизненный цикл знаний и навыков российского работника, считает Воскобойников: «Имеет место мощный старт, хорошая образовательная база, но в то же время российского работника не привлекает непрерывное образование, что, естественно, сказывается на быстрой деградации человеческого капитала». Обновление человеческого капитала происходит медленнее, чем в других странах.
Согласно данным из доклада ВШЭ 2017 г., в России доля занятых, вовлеченных в процесс переобучения в России, не превышала 15%, в частном секторе была еще ниже. Расходы предприятий на эти цели составляли около 0,3% от общих затрат на рабочую силу.
«Человеческий капитал не восполняется в те периоды жизненного цикла работника, когда он особенно нужен. И те, кто в наибольшей степени нуждается в переобучении – люди предпенсионного возраста, у которых человеческий капитал устарел – не имеют к нему доступа или имеют сложности с доступом», – заметил Воскобойников.
2000-2008 гг. – особый период в российском экономическом росте, когда российскому человеческому капиталу придал «ускорение» демографический дивиденд – на рынок труда выходило многочисленное поколение молодых и образованных работников. А теперь в силу тех же демографических причин в перспективе Россию ждет обратная ситуация – «анти-дивиденд». Прогнозы не обещают роста числа занятых, скорее – заметное сокращение за счет сжатия молодых когорт.
Важен и уровень человеческого капитала мигрантов – они сегодня составляют до 10% совокупного предложения труда, их квалификация неизбежно влияет на производительность, подчеркнул Воскобойников. В России мигранты имеют в основном невысокую квалификацию, а те, у кого она высока, зачастую используется не в полной мере, поясняет эксперт. Решение этой проблемы, по его словам, состоит не только в необходимости переобучения мигрантов, но и в проведении миграционной политики, направленной на привлечение квалифицированных мигрантов.