О влиянии результатов выборов президента США на экономику – глобальную и российскую – рассуждали участники онлайн-заседания Экономического клуба ФБК Grant Thornton.
Сразу несколько факторов нужно принимать во внимание, оценивая влияние победы Байдена на экономику, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В частности, «зеленая» энергетика может стать приоритетом для США, а это будет работать на снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Он полагает также, что Байден постарается нормализовать отношения с Китаем или, как минимум, торговая война перейдет в пассивную фазу – что станет плюсом как для американской, так и для мировой и российской экономик. Возвращение в ядерную сделку с Ираном эксперт расценивает как фактор увеличения предложения нефти на мировом рынке и снижения цен на нее, что окажет негативное влияние на российскую экономику.
Николаев напоминает, что во втором квартале 2020 г. в первую волну пандемии падение ВВП Соединенных Штатов составило 9,5%, но реальные доходы американского населения при этом выросли на 10,1% (в России оба показателя за этот период – минус 8%). В целом по странам ОЭСР реальные доходы населения выросли на 5,1% во втором квартале в годовом выражении. «Это значит, что в США люди из кризиса выйдут без потерь, мощнейший потребительский спрос гарантирован. Экономика США будет очень быстро восстанавливаться, можно даже ожидать взрывного роста в следующем году», – отмечает экономист, добавляя, что на таком фоне решение об антироссийских санкциях принимать гораздо проще, даже если оно будет негативно отражаться на экономике США.
Экономист Европейского банка реконструкции и развития Александр Плеханов согласен с тем, что с приходом Байдена экономика станет более «зеленой» – это та область, где у администрации есть полномочия и возможности. С точки зрения борьбы с COVID-19 декларируются более радикальные меры, но здесь не очень понятно, что можно сделать на уровне администрации президента. «Меры по ограничению деятельности в экономике принимаются в основном на уровне отдельных штатов, а на уровне экономики в целом важна реакция населения», – поясняет Плеханов.
Для оценки поведения людей в ходе пандемии достаточно посмотреть кривые мобильности Google maps. Например, в Беларуси, где не было никаких ограничений, люди все равно перестают ходить на работу, в рестораны, публичные места – они занимаются социальным дистанцированием на индивидуальном уровне. Поэтому он считает, что эта динамика больше зависит от мнения населения, местных властей и в меньшей степени - от высших должностных лиц разных стран.
Рост реальных доходов населения в развитых странах Плеханов объясняет тем, что правительства сделали заимствования в размере от 10 до 40% ВВП за год и раздали средства населению. Эксперт сравнивает устройство госдолга с индивидуальной ипотекой: «В Штатах расходы на обслуживание долга были на уровне 3% в 1980-м году, 1990-м году, в 2000-м, 2010-м годах. Чем меньше процентная ставка, тем больше долг или чем больше долг, тем меньше процентная ставка».
Он отмечает, что в одну сторону это работает хорошо: чем больше процентная ставка, тем меньше эмитировали в долг, но в обратную сторону это работает очень плохо – если процентные ставки начинают подниматься, этот долг нужно дороже обслуживать. По словам эксперта, в конечном счете процентная ставка отражает соотношение между инвестициями и сбережениями. В настоящее время много сбережений – это те деньги, которые раздали, и мало инвестиций из-за неопределенности вследствие пандемии и других причин.
Эксперт уверен, что для быстрого восстановления мировой экономики важны инвестиции – главный источник восстановления и роста в долгосрочной перспективе. А также должно быть потребление: чем больше потребление, тем меньше сбережений.
Плеханов напоминает, что администрация Клинтона в 1990-е гг. платила за свой десятилетний долг в долларах столько же, сколько Россия платит сегодня в рублях за свой десятилетний долг. Эксперт объясняет, что тогда были стимулы сокращать этот долг: это были годы глобализации, быстрого роста, бума, который закончился кризисом 2000 г. на бирже, на фондовых рынках, и была конъюнктура достаточно высоких процентных ставок. Поэтому он приходит к выводу, что «представить комбинацию быстрого восстановления экономики США на перспективу больше года или двух и одновременно нулевых процентных ставок, при которых можно бесконечно обслуживать накопленный долг, достаточно сложно». Гораздо более вероятным сценарием Плеханов считает медленное восстановление, японский вариант в мировой экономике и экономике США на 10-30 лет, что означает невысокую динамику и для российской экономики при дальнейшем снижении процентных ставок.
Экономист, автор канала moneyandpolarfox Дмитрий Прокофьев обратил внимание на то, что проголосовавшие за Байдена округа генерируют 70% американского ВВП, т.е. за Трампа проголосовала меньшая часть американской экономики. Эксперт напомнил, что в 2000 г. Альберт Гор получил преимущество в тех округах, на которые приходится 54% ВВП, в 2016 г. Хиллари Клинтон – 64% ВВП. При этом Прокофьев отмечает, что победа Байдена абсолютна в процентах ВВП, но не в голосах. Он полагает, что, если бы не карантин и не реакция американцев на происходящее, Трамп имел бы все шансы на переизбрание. Сейчас наиболее развитая часть американской экономики, промышленные города поддержали Байдена. Причем крупные города и агломерации, с одной стороны, больше всего пострадали от карантина, а с другой – это те центры, где создается основной прибавочный продукт. «Им не то чтобы так нравился Байден, но их уже слишком достал Трамп. В Америке голосуют не столько за того, кто тебе нравится, сколько чтобы не пришел тот, кто тебе не нравится», – говорит Прокофьев.
Руководитель лаборатории международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель обратил внимание на то, что в 2016 г. первое обещание Трампа касалось выхода из Азиатско-Тихоокеанского партнерства – это глобальный проект Обамы и Байдена, причем Байден, будучи вице-президентом, фактически руководил им. «Вроде логично предположить, что Байден вернет США к этому вопросу и восстановит Транстихоокеанское партнерство, но из заявлений Байдена о приоритетах в первые 100 дней после прихода во власть мы этого пункта не видим», - отмечает Кнобель.
Трамп пересмотрел торговое соглашение NAFTA – существенно изменил условия членства, ограничил действия партнеров в части торговых соглашений с третьими странами. Кнобель сомневается, что Байден будет пересматривать это соглашение и возвращаться на прежние позиции. Также Трамп обещал повысить пошлины на импорт металлов, что он и сделал в 2018 г., подняв импортные тарифы на алюминий и сталь практически для всех стран мира – это напрямую затрагивает российский экспорт стали и алюминия в США. «Демократы всегда критиковали Трампа за такие действия, но у меня большие сомнения, что администрация Байдена будет эти пошлины отменять, потому что опять-таки в приоритетах первых 100 дней американской администрации пока что этот вопрос не заявлен», – рассуждает Кнобель. Кроме того, на его взгляд, Байдену это будет сделать достаточно сложно из-за противодействия американского алюминиевого и стального лобби.
Эксперт считает, что для России также будет иметь значение позиция США по отношению к ВТО. Трамп сдержал свое обещание существенно изменить отношение к этой организации: «США стали злоупотреблять, по общему мнению, 21-й статьей и ссылаться на соображения национальной безопасности при повышении тарифов. Они намеренно не согласовывали судей в так называемом апелляционном органе ВТО, из-за этого работа по органу разрешения споров сейчас заморожена», – поясняет Кнобель. Он отмечает, что Россия от этого сильно страдает: есть ряд зависших споров, которые решены в нашу пользу, но не могут быть имплементированы, поскольку партнеры подали апелляцию в апелляционный орган, который не работает. «Если США действительно изменят свою позицию, и администрация Байдена согласует судей в апелляционном органе, это, конечно, будет нам на пользу – по вполне конкретным трекам, поскольку есть споры, еще не доведенные до конца, вполне перспективные для нас», – поясняет эксперт. На его взгляд, это было бы полезно и в общем смысле, поскольку поспособствовало бы преодолению кризиса ВТО – а России как мало открытой экономике выгодно играть по устоявшимся правилам, потому что свои правила она навязывать не может. «США и Китай, в отличие от нас, могут навязывать свои правила всем остальным торгующим участникам, что, собственно, Трамп и делал с той или иной степенью успешности», отмечает Кнобель.
Еще одно предвыборное обещание уходящего президента касалось Китая – Трамп его выполнил и планомерно повышал пошлины на китайские товары: «Байден критиковал за это Трампа в том числе и во время предвыборных дебатов. Хотя у Байдена есть декларирование того, что с Китаем нужно налаживать отношения, но о том, что будут возвращены тарифы на китайские товары на прежние уровни, объявлено не было».
Кнобель считает, что Байден не стал бы вводить те санкции, которые ввел Трамп в отношении газопровода «Северный поток» (не потому, что он лучше относится к России, а из-за большего внимания к партнерским отношениям с ЕС и Германией, в частности). Но, по мнению эксперта, и отменять решение Трампа, ослаблять санкции вряд ли Байден будет.
Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанcком регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев говорил о ситуации в китайской экономике. В этом году прогнозируется рост примерно на уровне 2% ВВП. «Хотя это самые низкие темпы за, наверное, 40 лет, тем не менее, это рост, учитывая рецессию во всем мире. Этот рост, судя по всему, не дутый, потому что все остальные агрегированные показатели за третий квартал говорят о том, что в общем китайская экономика чувствует себя довольно неплохо», – говорит Габуев.
Пакет стимулов, представленный Китаем в апреле и мае, напоминает пакет 2008-2009 гг. (около 600 млрд долл.), но меры поддержки оказались в этот раз скромнее. Габуев считает, что Китай старается учитывать негативный опыт 2008-2009 гг., когда за счет антикризисных денег была построена значительная часть избыточной инфраструктуры, и по оценке тогдашнего премьера Вэнь Цзябао примерно 30% этих финансовых ресурсов утекли через местные правительства на фондовый рынок и в спекуляции с недвижимостью. «На сей раз Китай действует куда более осторожно, дает меньше денег и осуществляет больший контроль над расходами местных правительств по линии Народного банка и уполномоченного этим заниматься Банка развития Китая», – отмечает эксперт.
На недавнем пленуме Компартии Китая обсуждались идеи, которые лягут в основу нового пятилетнего плана – его примут в следующем марте на заседании высшего законодательного собрания. Видно, что Китай будет использовать эту пятилетку для того, чтобы максимально выстроить инфраструктуру перехода к экономике нового типа – это процесс называют «индустриализацией 4.0».
Важный постулат, из которого исходит Китай: вне зависимости от администрации США, отношения между двумя странами становятся все более антагонистичными, и давление на Китай в любом случае продолжится. «Будут ли это непредсказуемые тарифы или же более последовательное давление, осуществляемое вместе с союзниками в Японии, ЕС, пока неясно. Но тем не менее, китайцы считают, что главной точкой давления будут технологии», – поясняет эксперт. Он уверен, что Китай менять свою нынешнюю модель не намерен, поэтому значительная часть программы новой пятилетки – это усиленное импортозамещение в высоких технологиях (производстве современных чипов, разработке различных технологических решений), что должно позволить Китаю минимизировать свою зависимость от внешних источников технологий. Габуев уверен, что ближайшие пять лет станут для Китая очень важным этапом на пути выстраивания самостоятельной цепочки производства добавленной стоимости и технологических решений. «Удастся ли это сделать Китаю – вопрос дискуссионный. Но, в любом случае, без доступа к американскому рынку, технологиям и мозгам сделать это будет очень сложно, тем не менее, ресурсы в это будут вливаться колоссальные», – полагает эксперт.