«Кому в пандемию жить хорошо?» За счет чего выживали в ходе пандемического кризиса отдельные отрасли российской экономики, как пандемический шок сказался на российском экспорте, что происходит в сельском хозяйстве? На эти вопросы ответили участники заседания Экономического клуба компании ФБК Grant Thornton.
Пандемия серьезным образом ударила по экономике России, но некоторые ее отрасли и сектора не просто проявили устойчивость, а даже в чем-то выиграли, отметил директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Оценивая финансовые показатели, он назвал 43 отрасли российской экономики, «относительно успешно прошедшие через пандемию». Среди них, например, производство ювелирных изделий, обработка древесины, добыча металлических руд и растениеводство. «При этом у фармацевтической промышленности, вопреки логике, не все показатели лучше, чем в среднем по экономике, хотя в целом по объему прибыли «большая фарма» действительно оказалась в числе лидеров», – отметил экономист.
По мнению директора Института анализа предприятий и рынков НИУ-ВШЭ Андрея Яковлева, российская экономика прошла пандемию лучше, чем ожидалось, и успешнее, чем большинство экономик развитых стран. Пандемия – это, безусловно, «чёрный лебедь», но особенность российского бизнеса в том, что он уже привык к потрясениям – сказались кризисы 2008-2009 и 2014-2015 годов: «Для нас "чёрный лебедь" не был такой уж неожиданностью. Кроме того, кризис 2014-2015 годов сыграл свою роль в расчистке реального сектора от неэффективных компаний».
Яковлев отметил, что, судя по исследованию, проведенному в рамках совместного проекта НИУ-ВШЭ и РСПП, российские предприниматели «высоко оценили антикризисные меры правительства»: «Было ощущение, что всё рухнет, но в ответ правительство запустило программы поддержки с понятными и прозрачными мерами. Все, кто хотели, могли получить к ним доступ. Более того, возможность для бизнеса принять участие в выработке антикризисных мер повлияла в лучшую сторону на их содержание», – сказал Яковлев. А необходимость использования цифровых технологий создала, по его мнению, преимущества для тех, кто ещё до пандемии инвестировал в развитие IT-сферы. «Иными словами, выиграли те, кто вкладывался в развитие», – отметил Яковлев. Внутренний туризм, например, получил импульс к развитию благодаря поддержке властей. Более того, «в плане занятости отрасль даже вернулась к допандемийному уровню».
Руководитель Международной лаборатории исследований внешней торговли РАНХиГС Александр Кнобель напомнил о кризисе контейнерных перевозок, который пришелся на 2020-2021 годы. Всё началось с Китая, морские порты которого попали под ограничения из-за эпидемиологических рисков. Стоимость перевозок подскочила в пять раз, в результате поднялись цены на многие товарные позиции. Ещё один негативный фактор – сбой в цепочках поставок полупроводников: если в начале пандемии спрос на автомобили снизился, то в сегменте потребительской электроники он как раз вырос в связи с переходом многих компаний на дистанционный формат работы. Затем восстановился и спрос на автомобили. Возник дефицит компьютерных чипов, что повлекло за собой общий рост цен в зависящих от электроники отраслях.
Во время пандемии дорожали и газ, и металлы, и древесина, и уголь. Впрочем, это привело к росту экспортной выручки в России, отметил эксперт. «В 2021 году мы установили рекорд по несырьевому неэнергетическому экспорту, выручив 193 миллиарда долларов. Одновременно с ростом экспорта существенно увеличился импорт. В общем, Россия в краткосрочном выигрыше, но это происходит из-за глобальных событий, на которые мы повлиять никак не можем», – подытожил Александр Кнобель. По сути, экспорт вырос лишь за счет своего стоимостного выражения.
Российские зерно и растительное масло продолжают пользоваться высоким спросом на мировом рынке, отметила руководитель Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Одим из критериев, характеризующих состояние сельского хозяйства, является динамика роста посевных площадей. «Посевные площади не изменились. Все были готовы производить в прежних объемах. Есть небольшие отклонения по пшенице, но это связано с тем, что озимая пшеница, бывает, плохо переносит зимний период и её посевы сокращаются. Зато выросли посевы масличных культур», - отметила Шагайда.
Тем не менее, эксперт фиксирует некоторое снижение производства. Основной вклад в этот процесс вносят зерновые и картофель. При этом наблюдается рост производства подсолнечника и сахарной свеклы. Но снижение урожая зерновых не слишком влияет на цены в магазинах, поскольку «это производство избыточно к потреблению». Согласно приведенной Натальей Шагайдой пропорции, увеличение стоимости зерна на 50% влечет за собой подорожание готовых хлебобулочных изделий всего на 7%.
«Подорожали продукты, которые не экспортируются и не импортируются. Треть вклада в рост цен – мясо. Пятая часть – овощи. Кстати говоря, овощи (как и картофель) имеют низкую рентабельность. Но в принципе индекс розничных цен вырос не критично", – считает Шагайда. «Во время кризиса растут цены на продовольственные товары, растет стоимость питания в целом. При этом люди не стали питаться хуже –просто перераспределили доходы в сторону продуктов, которые, скорее всего, продолжат дорожать», – делает вывод эксперт.
Итог дискуссии подвел Игорь Николаев: «Сырьевая структура российской экономики оказалась конкурентным преимуществом во времена пандемии. Локдауны не коснулись сырьевых отраслей, пострадали те, кто не занимал лидирующих позиций в российской экономике. Например, тот же внешний туризм». Кризис, кроме того, существенно ускорил цифровизацию в России и изменил стандарты поведения потребителей.