Как реализовать новую модель экономического роста в России? Дискуссия о драйверах роста российской экономики, начатая EconomyTimes, продолжилась в «оффлайне» – Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) организовала публичный диспут с участием автора идеи о привлекательности рынка инфраструктурных инвестиций – президента партнерства «Новый экономический рост» Михаила ДМИТРИЕВА и критика этой модели – директора программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрея МОВЧАНА. ET представляет фрагменты дискуссии.
Нынешний кризис – особенный. Он – переломный с точки зрения моделей роста для экономики России. В современных условиях однозначно экспортная выручка от сырьевых товаров драйвером роста уже быть не может, в том числе и в долгосрочной перспективе. К этому общемировому тренду добавляется и демографическая проблема у нас в стране: по темпам падения трудоспособного населения Россия опережает большинство крупнейших государствстран. Кроме того, еще в период сырьевого роста, доля ВВП, производимая в крупнейших агломерациях, достигала трех четвертей, а сейчас, при замедлении роста цен на сырье, скорее всего, эта доля значительно возрастет…
В целом проблема инвестиций, например, в транспорт заключается в наличии крупных сетевых эффектов. У нас отстала вся сеть, и именно системное улучшение состояния сети, как правило, дает наибольшие внешние эффекты, т.е. способствует ускорению роста ВВП за пределами прямой коммерческой окупаемости проектов. Оценки Всемирного банка свидетельствуют:остоят в том, что вклад инфраструктуры, ее количества и качества, в потенциальные темпы роста производительности в России составляеоит 2/3 от вклада всех других факторов.
Россия находится в середине рейтингов по общим показателям развития инфраструктуры и конкурентоспособности, но очевидны большие различия между различными сегментами. По инфраструктуре в целом мы значительно отстаем от нашего уровня развития. По телекоммуникациям мы опережаем наше место по уровню ВВП по паритету покупательной способности на душу населения,
Жилье. Россия сейчас находится существенно ниже тренда по уровню обеспеченности жильем, если исходить из исходя из своего уровня доходов. Обеспеченность жильем на четверть ниже, чем в Китае, хотя доходы населения по паритету покупательной способности в 2,5 раза выше, чем в Китае. Из-за дефицита жилья и завышенных цен в условиях, когда спрос превышает предложение, размер вводимого жилья является одним из самых низких среди крупнейших стран мира – 57 кв.м. В Китае нормальной считается площадь 100 кв.м. Введение избыточного количества маленьких квартир приводит к дефициту жилья более крупных размеров и бизнес-класса, которое в будущем более востребовано. В, но в старом фонде укрупнять квартиры очень сложно, поэтому фактически консервируется надолго заниженное предложение жилья в расчете на семью. Это – ловушка.
Для выхода из ловушки потребуются структурные реформы, прежде всего, снижение доли стоимости предлагаемого жилья. В России она завышена в связи с проблемами институционального регулирования строительной сферы. И в целом потенциал улучшения в этой сфере очень велик. По оценкам McKinsey, такие институциональные изменения, как ускорение времени для получения разрешения, удешевление земли и многое другое, способны в России снизить среднюю цену на жилье примерно на 30%. И это способно дать толчок к росту спроса на жилье и росту частных инвестиций в сектор.
Транспорт. По железным дорогам все относительно неплохо, но мы отстаем от всех стран по качеству железных дорог, которые имеют высокоскоростные железнодорожные магистрали. Потому что Россия их не имеет, что резко снижает ценность российских железных дорог в глазах современного бизнеса.
В целом проблема инвестиций в транспорт заключается в наличии крупных сетевых эффектов. У нас отстала вся сеть, и именно системное улучшение состояния сети, как правило, дает наибольшие внешние эффекты, т.е. способствует ускорению роста ВВП за пределами прямой коммерческой окупаемости проектов…
В среднем мультипликаторы составляют 3-5 рублей на каждый рубль инвестиций, это и есть, собственно, потенциал экономического роста. Этот потенциал, к тому же, ведет к росту среднего бизнеса. Это конкурентная бизнес-среда, которая к тому же порождает довольно большой спрос на продукцию импортозамещения в конкурентном формате. Потому что оборудование для инфраструктуры и строительные материалы – это то оборудование, места производства которого тяготеют к местам потребления. И только 25% всего стройматериалов торгуется на внешнем рынке, все остальное производится в ориентации на внутренний спрос. Поэтому такая модель роста ведет не только к росту услуг в зоне влияния крупнейших городских агломераций, но и порождает спрос на многие виды промышленных товаров, причем спрос на здоровой, конкурентной основе. И темпов роста при реализации такой модели достаточно, чтобы добавить 1-1,5% роста ВВП в год российской экономике в долгосрочной перспективе. Где-то через 10-15 лет при хорошем сценарииразвитии событий Россия может догнать группу стран с высоким уровнем дохода по ВВП по паритету покупательной способности.
Все это было про то, как хорошо быть здоровым и богатым -- ну, и лучше, чем бедным и больным. Понятно, что чем больше инфраструктуры, тем лучше. Но как достичь её развития, какими методами, кроме как сокращением издержек на госрегулирование?
Благоприятные условия для бизнеса возможны только тогда, когда отсутствуют барьеры для его активизации. Как мы знаем, у нас есть полный набор подобных барьеров. Даже при самой хорошей, развитой инфраструктуре, эти барьеры не дают вам делать бизнес…
Мы панически разными способами вывозим капитал из страны – услугами, выплатами разного рода, т.е. дивидендами, кредитованием, приобретением ценных бумаг, или просто это вывоз капитала населением. И это не тренд этого года, это тренд последних 15 лет. В сущности, мы вывезли больше, чем заработали на нефти и газе.
Жилье. Если говорить про цифры. В России 23-25 кв.м. на человека. В Европе немного больше за счет того, что там больше индивидуального домостроения и учитываются гаражи и подвалы. А в Чили, Мексикеи, Индонезии, которые хорошо сейчас растут, – там этот показатель намного меньше, нои это им совершенно им не мешает.
Объем строительства жилья у нас в общем сейчас очень приличный. Да, он стагнирующий, не растущий. Скорее всего, активное строительство жилья повлечет только дополнительные расходы. Все упирается в то, что государство значительно хуже может влиять на доходность, доходы и себестоимость, чем на риски. Проблема российского государства в чудовищных рисках, из-за которых ни инвесторы, ни бизнесмены не хотят строить бизнес. Риски связаны с банальными вещами: правоприменением, законотворчеством, ответственностью правительства за свои действия, защитой прав инвесторов, базовой инфраструктурой (именно базовой, а не агломерационной) и т.д. Решать эти вопросы можно достаточно легко. И когда они будут решены, тогда, наверное, инфраструктура понадобится. И дальше надо понимать, кому и где она нужна, должен быть заказ бизнеса на эту инфраструктуру, и тогда ее можно строить. Потому что в противном случае мы будем иметь абсолютные потемкинские деревни.…
А куда должно инвестировать государство? Оно может и должно инвестировать в науку и технологии, образование и медицину, институты гарантирования экспорта, и это ориентир на снижение налогов, это тоже форма инвестирования, только обратная. В эти вещи инвестировать легко, потому что это уже драйвер, бизнес хорошо разбирается, куда ему выгодно входить.
Понятно, что экономика определяется соотношением спроса и предложения. Если инфраструктура нужна, то лучше, чтобы ее было больше, я с этим согласен. Но на основе каких данных вы делаете вывод, что эта инфраструктура в России действительно нужна? То есть сейчас есть неудовлетворенный и, возможно, обеспеченный будущими доходами спрос на эту инфраструктуру?
Даже имеющейся инфраструктуры – достаточно или даже уже много. Что касается рейтингов на эту тему… Хочу посоветовать не использовать рейтинги для оценок, потому что их пишут люди, которые получают оклад , а к реальному бизнесу никогда не имели отношенияе. Оценивать надо, исходя из структуры спроса и предложения. Инфраструктура не умирает – у нас же не падают трубы котельных, не рушатся мосты, а бизнес сокращается по 10-15% в год. Значит, наверное, у вас инфраструктура в избытке. Знаете ли вы, что у нас столько товарных вагонов, что средняя скорость перевозки грузов уменьшается от того, что они мешаются на путях, это факт российской экономики на сегодня. Может, путей не хватает? Но вагоны-то пустые стоят. А Уралвагонзавод меж тем продолжает делать вагоны, хотя у него соотношение долга к EBITDA уже давно за 200. Много где дорожные мощности избыточны, при том, что у нас в целом дорог не хватает. Мы же считаем температуру по больнице. В России есть регионы, где дороги вообще не нужны, потому что там и людей нет давно...