«Может, России продать лишние стадионы Катару?»

Футбол стал значимым видом экономической деятельности. Чтобы убедиться в этом, достаточно было пройтись по центральным улицам российских городов, принявших матчи Чемпионата мира-2018. Его последствия для России будут сказываться в течение длительного времени, считают участники Международной конференции «Экономика футбола», проведенной Российской экономической школой и Высшей школой экономики при участии Центра стратегических разработок.

Олег Митяев   |   

Андрей Дементьев из ВШЭ отметил, что футбольные чемпионаты мира ведут к росту международной торговли. Сейчас между США, Мексикой и Канадой может начаться торговая война. Но предстоящий в 2026 году совместный Чемпионат мира по футболу в этих трех странах, по его прогнозу, будет способствовать увеличению торговли между государствами Северной и Центральной Америки. Кроме того, по его мнению, такие крупные спортивные события открывают большие перспективы для совместных государственных и частных инвестиций.

Доклад Ильи Солнцева и Никиты Осокина из РЭУ им. Г.В. Плеханова был посвящен проблемам финансирования российского футбола. В России насчитывается 83 региональные федерации футбола. Они получают ограниченное финансирование из общефедеральных ресурсов и более чем избирательное – на региональном уровне. Таким образом, в стране отсутствует единый механизм финансирования регионального футбола из бюджета. Кроме того, в последние годы в регионах, где осуществлялись серьезные бюджетные вливания, первоочередной акцент делался на объекты футбольной инфраструктуры. Всего к Чемпионату мира-2018 было построено и реконструировано 12 стадионов в 11 городах. При этом 5 новых стадионов находятся в городах, у которых нет клубов в сильнейшей российской лиге – Волгограде, Калининграде, Нижнем Новгороде, Саранске и Сочи.

По оценке преподавателя Гарвардского университета и ВШЭ Ювала Вебера,  несбалансированное финансирование регионального футбола в России обусловлено предпочтениями региональных властей или крупных предпринимателей. Он также отметил, что к крупнейшим спортивным мероприятиям в некоторых странах строится такое количество стадионов, которое потом невозможно использовать. Наиболее яркий пример – арены, построенные к Олимпийским играм-2004 в Афинах, часть из которых сейчас находится в запустении.

По мнению Вебера, цели проведения крупнейших спортивных мероприятий можно, весьма условно, развести по двум противоположным полюсам. В развитых демократиях правительства преследуют цели развития общества и экономики. Авторитарные режимы стремятся повысить свой мировой статус: стать более привлекательными в глазах иностранцев, получить одобрение со стороны международных спортивных и общественных организаций.

В качестве крайне неудачного примера крупного спортивного мероприятия в недемократической стране Вебер привел Азиатские игры-2017 в Туркмении. На их проведение было потрачено около 10 миллиардов долларов. При этом сократилось строительство жилья, снизились поставки продовольствия и зарплаты населения.

Россия, по оценке Вебера, проводя крупные спортивные мероприятия, преследует как цели развития, так и улучшения своего международного имиджа. Одним из наиболее удачных примеров, по его мнению, была Универсиада-2013 в Казани. Олимпиада-2014 в Сочи намного превысила первоначальный бюджет, но в имиджевом плане прошла успешно.

Чемпионат мира-2018 превзошел все ожидания по позитивной атмосфере среди иностранных болельщиков и россиян, многие из которых впервые непосредственно приобщились к футболу, констатировали участники конференции. Основная задача после чемпионата – не растерять его наследие.

Председатель организационного комитета Чемпионата мира-2018 Алексей Сорокин заявил, что при его подготовке стремились не строить ничего избыточного, а сосредоточиться на стадионах, аэропортах и дорогах к ним. В результате создана мощная материальная база для развития футбола и в целом спорта в России.

Основными проблемами станут эксплуатация стадионов в городах, не представленных клубами в сильнейшей российской лиге, и «удержание» на стадионах той аудитории, которую привлек ЧМ-2018.  Как отметил профессор Университета Чикаго и ВШЭ Константин Сонин, болельщики не только Москвы и Петербурга, но и других городов теперь будут ждать намного большего от посещения футбольных матчей российского чемпионата.

В отличие от ведущих европейских лиг, в которых футбольные клубы зарабатывают, прежде всего, продажей телевизионных прав, доходы российских команд от ТВ во много раз ниже. В этих условиях для поддержания текущих расходов стадиона и клуба ключевыми становятся так называемые продажи в день матча: не только билеты, но и клубная атрибутика, еда, напитки. Лучше всего отлажен этот механизм у «Зенита» и «Спартака». Правда, они и так являются богатейшими клубами в России благодаря крупным спонсорам.

На последнем матче ЧМ-2018 в Калининграде только пива было продано на 20 миллионов рублей

Большинство же российских клубов покрывать свои расходы без поддержки региональных властей не в состоянии. Теймураз Лепсая, генеральный директор футбольного клуба «Балтика», который выступает во второй по силе российской лиге и теперь будет играть на новом стадионе в Калининграде, вмещающем 34 000 зрителей, отметил, что его клуб самый посещаемый в своем дивизионе, но это всего лишь 7900 зрителей за один матч в прошедшем сезоне. Наращивать продажи в день матча «Балтике» сложно. «На последнем матче ЧМ-2018 в Калининграде только пива было продано на 20 миллионов рублей, но на внутрироссийских футбольных матчах торговать пивом нельзя», – посетовал Лепсая.

«Может, России продать лишние стадионы Катару?» – на такой ноте закончил обсуждение – уже в неформальной обстановке –  представитель этого арабского эмирата, который примет Чемпионат мира в 2022 году.