Задача федерального проекта – внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и государственных услуг. Помимо 25 «суперсервисов», которые охватят основные жизненные ситуации граждан, государство уделяет особое внимание проектам цифровой идентификации, развитию системы межведомственного взаимодействия, а также формированию единой модели управления данными. Цифровые технологии могут быть использованы для выполнения и других государственных функций.
В ряде развитых стран (например, в Великобритании, Австралии, США) социальные сети, big data, технологии предиктивной аналитики (прогнозирование будущего поведения субъектов и объектов с целью принятия оптимальных решений в финансовых услугах, страховании, розничной торговле и т.д.) уже сегодня позволяют адаптировать государственное регулирование к потребностям конкретных адресатов, делают его гибким, зависящим от фактически достигаемого эффекта, исключающим чиновничьи импровизации.
Например, в Великобритании на этапе выработки мер регулирования используется цифровая платформа Predictiv, позволяющая проводить исследования с участием граждан в онлайн-режиме, чтобы прогнозировать, с какими социальными реакциями и институциональными последствиями столкнутся власти, реализуя планируемые меры государственной политики. Для «обкатки» государственных инициатив и зондажа реакций на них платформа широко использует социальные сети. В испытаниях добровольно участвуют свыше 4 млн. пользователей. В перспективе подобные технологии дадут возможность проводить цифровую апробацию практически любых мер государственной политики и достоверную оценку их регулирующего воздействия.
Конкретные мероприятия по созданию подобных апробационных и вспомогательных цифровых платформ в составе федерального проекта «Цифровое государственное управление» пока отсутствуют. Но они могли бы быть разработаны и внедрены в рамках развития единой инфраструктуры электронного правительства. В том числе таких ее анонсированных составляющих, как платформа исполнения государственных функций, единая национальная система разработки и принятия регуляторных решений, а также комплекс информационных систем поддержки принятия решений высшими органами государственной власти с использованием технологий изучения общественного мнения.
Технология регуляторной апробации позволяет проверять или, точнее, подтверждать целесообразность действующих государственных функций методом анализа транзакционных издержек. Сокращение избыточного регулирования равносильно снижению расходов на содержание и функционирование органов государственной власти, а заодно и минимизации коррупционных рисков.
В странах-лидерах цифровизации эффективность деятельности органов власти оценивается в том числе на основе расчета транзакционных издержек госрегулирования и предоставления государственных услуг. К примеру, по оценкам компании Deloitte, автоматизация решения задач в органах государственной власти США способна ежегодно высвобождать 96,7 млн. рабочих часов федерального правительства, что равнозначно потенциальной экономии 3,3 млрд долл. в год. В перспективе же 5-7 лет, полагает Deloitte, внедрение технологий искусственного интеллекта может сократить трудозатраты американских федеральных ведомств на 27-30%. Причем только значительное (например, кратное) сокращение себестоимости единицы государственной услуги становится основанием для внедрения принципа оказания государственных услуг в цифровом виде «по умолчанию».
Например, только в бюджетном секторе города Москвы 3,5 тыс. учреждений и четыре департамента правительства Москвы осуществляют сбор и предоставление данных по 331,5 тыс. отраслевых и 2 тыс. общих показателям, содержащимся в отчетных формах. Автоматизация только этих процедур могла бы обеспечить, по оценкам НИУ ВШЭ, экономию порядка 5 млрд руб. в год.
На наш взгляд, в составе проектных мероприятий, обеспечивающих измерения параметров развития цифровой экономики, необходим системный анализ результатов использования «цифры» для оптимизации бюджетных расходов на общегосударственные вопросы. Анализ должен включать обязательный расчет транзакционных издержек при выполнении государственных функций, а также оценку сокращения этих издержек в результате развития цифровизации госуправления.
Использование big data позволяет получать первичные статистические и административные данные в режиме, близком к реальному времени.
С 2014 года при Департаменте статистики ООН действует Глобальная рабочая группа по big data, чья задача – способствовать расширению использования для целей официальной статистики «больших данных». За прошедшее пятилетие ее рекомендациям так или иначе следовали практически все развитые страны с высоким удельным весом постиндустриальной экономики. Например, данные сканеров супермаркетов и ценовая информация, размещаемая в сети Интернет, используются для формирования статистики уровня цен в Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Канаде, Китае, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, США и Швейцарии. Это позволяет оперативно получать данные о ценах на гораздо более широкий круг товаров, чем при проведении традиционных обследований. Для оценки рынка труда в странах ЕС и США анализируются публикации о вакансиях в сети Интернет (включая порталы рекрутинговых организаций), потребления коммунальных услуг – данные интеллектуальных счетчиков и т. д.
Эти ноу-хау, на наш взгляд, могли бы быть использованы не только в рамках Национальной системы управления данными, но и при разработке предусматриваемой федеральным проектом «Информационная инфраструктура» платформы сбора данных промышленного Интернета вещей (приборов автоматического измерения показателей), используемой для реализации динамической оценки рисков в различных видах государственного и муниципального контроля (надзора). В среднесрочной перспективе этот федеральный проект может быть дополнен мероприятиями по внедрению механизмов межмашинного взаимодействия и технологий Интернета вещей как альтернативы отчетности организаций и граждан перед государственными органами (налоговой, статистической и пр.)
В странах с высоким уровнем цифровизации госуправления Интернет вещей позволяет автоматически собирать и корректировать данные о результатах реализации государственных проектов и программ. Искусственный интеллект способен обрабатывать тысячи параметров одновременно. Технологии распределенного реестра исключают возможность искажения данных о достигаемых результатах либо манипулирования отчетными данными.
Цифровизация должна побудить и российское государство как можно быстрее освоить управление по результатам. Следует добиваться перехода от ответственности федеральных органов государственной власти за подготовку и представление отчетов о достигнутых результатах к их ответственности за размещение (наличие) данных, формируемых преимущественно автоматически, на единой «платформе результатов». Кроме того, давно пора отказаться от бинарной оценки «выполнено – не выполнено» в пользу как минимум тренарной, а именно добавив ответ на вопрос: почему не выполнено и что не так? Ответ, который готовился бы с использованием средств предиктивной аналитики, выборочных контролируемых испытаний, иных аналитических методов, основанных на технологиях искусственного интеллекта.
К тому же принцип управления по результатам следует применить и к собственно цифровой трансформации. Решения о финансировании цифровых инициатив должны приниматься на основе критериев, учитывающих соотношение затрат и выгод – как для граждан, так и для государства, в рамках специальной системы оценки рисков.
Например, в странах ОЭСР активно внедряется новый инструмент управления по результатам, предполагающий финансово-экономическое обоснование целесообразности реализации в сфере госуправления проектов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Он предусмотрен в том числе Рекомендацией ОЭСР по разработке стратегий цифрового правительства (Recommendation of the Council on Digital Government Strategies) 2014 года. На основании этого документа правительствами 11 стран-членов ОЭСР разработана стандартная нормативная модель, которая определяет требования к подготовке бизнес-кейсов в сфере ИКТ и устанавливает правила проведения анализа соответствующих затрат, а также выгод от их реализации. Не имея подобных «противовесов», цифровизация госуправления может столкнуться с риском безудержного торжества «освоенческих» технологий.
Авторы – кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС; доктор философских наук, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.