Мигранты уходят в тень

Миграционный прирост населения России в 2015 году окажется ниже, чем в 2013-2014 годах. В перспективе численность иностранных граждан  из стран-членов ЕАЭС в России останется на высоком уровне, а из других стран СНГ – будет только снижаться. Более того, в этом году значительно ухудшилась ситуация с легализацией иностранных работников на российском рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская и Никита Мкртчян  в своем материале для 16-го выпуска «Оперативного мониторинга экономической ситуации в России».  

Долговременная миграция

Продолжающаяся на протяжении последних лет (с 2011 г.) тенденция к росту масштабов фиксируемой российской статистикой международной миграции, в 2015 г., по-видимому, близка к завершению. Если в 2011 г. число прибытий в Россию увеличилось на 86%, в 2012-2014 гг. – на 15-20% ежегодно, то за 8 месяцев 2015 г. оно возросло на 7,5% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Число выбытий продолжает расти, но тоже меньшими темпами, чем в прошлые годы: на 15,9% за январь-август (рис. 8).На современном этапе развития демографической ситуации в России, когда результаты естественного движения населения балансируют на близких к нулю значениях, прирост за счет международной миграции практически целиком обеспечивает рост населения на уровне 250-300 тыс. человек ежегодно. По данным за неполный год рано делать окончательные выводы о снижении миграционного прироста населения России, однако его показатели очевидно ниже, чем в 2013-2014 гг. Изменение миграционного прироста со странами – основными миграционными партнерами в 2015 г. было разнонаправленным (табл. 1).

Таблица 1. Нетто-миграция населения России с зарубежными странами, январь-август 2014 и 2015 гг., тыс. человек 

В свете кризиса на Украине увеличение прироста в обмене с этой страной сопровождается сокращением сальдо в обмене с Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Будет ли дальше расти миграционный приток с территории Украины, зависит от того, как пойдет процесс стабилизации обстановки в ее восточных регионах и станет ли массовым возвращение населения, покинувшего ее территорию в поисках убежища в России. Если массового возврата вынужденных мигрантов на территорию Украины не произойдет, то даже без активизации миграции между двумя странами можно получить значительный прирост прибытий в результате отложенной их регистрации по месту пребывания и жительства.

Россия сохраняет небольшой прирост в миграции со странами дальнего зарубежья, но его обеспечивают постсоветские страны, проходящие по этой категории, – Грузия и страны Балтии. Со многими другими странами восстановилась миграционная убыль населения, масштабы которой невелики, это объясняется тем, что российская статистика явно недооценивает выезд населения в страны дальнего зарубежья (см. Денисенко М. Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья / Демоскоп Weekly 2012 №513-514).

В 2015 г. число учитываемых статистикой переселений в пределах России продолжало увеличиваться: на 86,5 тыс. человек в сравнении с январем-августом 2014 г., или на 3,5%. В текущем году число внутристрановых перемещений, фиксируемых статистикой за год, вновь превзойдет 4 млн. человек, т.е. будет вдвое выше, чем в 2000-е годы, и достигнет уровня рубежа 1980-1990 гг.

Население продолжает стягиваться в Москву, Московскую область, Краснодарский край, Тюменскую область, Крымский ФО. Продолжается миграционная убыль населения регионов севера и востока страны, а также Северного Кавказа. Немало регионов, теряющих население в результате миграции, в Центральной России и Приволжье. Несмотря на миграционной прирост за счет международной миграции, в 50 регионах страны в январе-августе 2015 г. отмечена миграционная убыль населения.

Временная миграция иностранных граждан

Численность иностранных граждан, временно пребывающих в России, продолжает снижаться: на конец июня 2015 г. в стране пребывало 11,1 млн. иностранцев, на конец августа – 10,7 млн., на конец сентября – 10,6 млн. С одной стороны, это соответствует обычной тенденции снижения количества иностранцев осенью (на фоне весенне-летнего роста), с другой стороны, этот год отличается от предыдущих не только слабой выраженностью сезонного тренда показателя, но и снижением его абсолютных значений (численность иностранных граждан на конец сентября 2015 г. была на 10% ниже данных 2014 г. и на 6% – 2013 г.).

По-видимому, эти данные уже можно интерпретировать как потерю интереса к российскому рынку труда пока у не слишком большой части трудовых мигрантов (одни не приехали весной-летом на сезонные работы, а другие уехали, не дождавшись позитивных сдвигов в экономической ситуации).

Главные страны-доноры, откуда прибывают иностранцы в РФ (в первую очередь, трудовые мигранты), – по-прежнему страны СНГ: на них приходится 83% от общей численности иностранных граждан, или 8,8 млн. (табл. 2). Однако тенденции внутри этой группы стран различны: численность иностранных граждан из стран-членов ЕАЭС с начала года выросла (речь идет о Казахстане, Белоруссии и Армении; численность граждан Киргизии начала расти только с августа, после присоединения этой страны к ЕАЭС, и пока не превысила показатели начала года); численность иностранцев из всех остальных стран в годовом разрезе сократилась; особняком стоит Украина – численность ее граждан по-прежнему весьма значительна, она росла вплоть до августа, а затем началось некоторое снижение, возможно, вызванное как продолжающимся затишьем в военных действиях, так и объявленной ликвидацией порядка льготного пребывания граждан Украины в России.

Таблица 2. Пребывание иностранных граждан из СНГ в РФ на дату, человек

Выявленные тенденции подтверждаются и при сравнении с ситуацией в докризисном 2013 г. Численность граждан из стран-членов ЕАЭС выросла (за исключением Киргизии, вступившей в ЕАЭС менее трех месяцев назад); заметно увеличилось и количество граждан Украины, главным образом, за счет прибывших с юго-востока страны, из зоны военных действий; численность граждан из всех остальных стран упала. Стоит обратить внимание на существенное снижение числа иностранцев из таких стран, как Узбекистан (на 23%) и Таджикистан (на 19%), – основных поставщиков трудовых мигрантов в нашу страну. В целом численность иностранцев из СНГ без учета Украины снизилась в ноябре 2015 г. на 9% по сравнению с началом ноября 2013 г., а с учетом украинских граждан – выросла на 4%.

В будущем можно ожидать, что численность  иностранных граждан из стран-членов ЕАЭС в России останется на высоком уровне (из Киргизии, возможно, еще немного вырастет), а из других стран - снизится, в том числе, начнет снижаться и число граждан Украины (если не произойдет эскалации военного конфликта).

Если количество временных мигрантов из стран СНГ в целом снизилось незначительно, то иностранцев из развитых стран – ЕС, США, Канады и др., т.е. тех стран, откуда к нам прибывали как туристы (около 60%), так и высококвалифицированные специалисты, инвесторы, бизнесмены и т.д., стало существенно меньше. На начало осени численность иностранцев из таких стран, по сравнению с данными 2013 г., сократилась фактически вдвое, а из США, Финляндии, Великобритании, Испании – еще больше, на 60%. Сокращается численность прибывших с туристическими целями, с частными целями, с коммерческими, служебными, на учебу и на работу – т.е. по всем группам. Активное снижение идет беспрерывно уже больше года, примерно с лета 2014 года.

Одна из основных проблем 2015 года – ухудшившаяся ситуация с легализацией иностранных работников на российском рынке труда. Очевидна тенденция ухода в теневой сектор значительного числа иностранных трудовых мигрантов, что не способствует созданию обстановки «здоровой» конкуренции между иностранными и российскими работниками. Общее количество оформленных за 9 месяцев 2015 г. разрешительных документов для работы мигрантов снизилось по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 44% (табл. 3).

Таблица 3. Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ, январь-сентябрь, чел.

 

По-видимому,  радикальные изменения, внесенные в 2015 г. в миграционное законодательство (заменившие квотируемые разрешения на работу для граждан СНГ патентами), не сработали так, как ожидалось, или, по крайней мере, оказались несвоевременными в условиях экономического кризиса.