Перспективы страхового рынка и роль финансовых центров в его будущем обсудили эксперты в ходе дискуссии на экономическом факультете МГУ.
Традиционно консервативная сфера страхования сталкивается сегодня с новыми вызовами. Глобализация финансовых услуг, развитие цифровых технологий (InsurTech) и увеличение роли международных финансовых центров создают для страховой индустрии как угрозы, так и новые возможности.
Доцент кафедры управления рисками и страхования экономического факультета МГУ Владимир Эченикэ обозначил основные тренды рынка страховых услуг. Страховые услуги становятся глобальными – на первые 10 стран мира по объему страховых премий приходится 75% рынка. Изменения произошли во многом за счет азиатских стран: Китай и Индонезия осуществили «большой скачок» в объеме страховых премий. Кроме того, изменение климата, снижение рождаемости, глобальное замедление экономического роста сказываются на эффективности и прибыльности страхового бизнеса. При этом Эченикэ отметил консерватизм сферы страхования по отношению к международным финансовым центрам в исламских странах – в рейтингах страховщиков они значительно отстают от центров в Европе, Азии и Северной Америке.
О тенденциях в инвестиционном страховании жизни рассказал главный актуарий страховой компании «МетЛайф» Арсений Тимаков. Как ключевую проблему он выделил нехватку «длинных» инвестиционных инструментов, в которые компании могут вложить средства, не беспокоясь об их сохранности. Именно в этой сфере международные финансовые центры обладают особым преимуществом и при должном регулировании способны помочь страховщикам в долгосрочных вложениях в надежные активы.
Руководитель аналитического центра «Институт страхования» при Всероссийском союзе страховщиков Павел Самиев говорил о новых технологиях в страховании. Цифровизация привела к большей роли банков в привлечении клиентов страховых компаний. Также стоит ожидать развития страховых маркетплейсов, для которых Банк России уже разрабатывает нормативную базу. Становится актуальна и проблема сбора и использования данных о состоянии здоровья, образе жизни клиента – насколько пользователь готов ими делиться в свом взаимодействии со страховой компанией.
По словам эксперта в сфере анализа госрегулирования и цифровой трансформации Евгения Погребняка, цифровизация позволила юрисдикциям вступать в конкуренцию друг с другом. Каймановы острова, например, позволяют оформлять страхование жизни без личного посещения компании-страховщика, что становится подспорьем для состоятельных клиентов, заинтересованных в страховании жизни в оффшорной юрисдикции. Эксперт отметил, что международные финансовые центры могут воспользоваться подобным опытом.
Тему цифровых технологий, InsurTech, продолжил директор по отраслевым решениям для страхования компании «КРОК» Андрей Крупнов. Главные тенденции – глубокая кастомизация страхового продукта под конкретного пользователя, использование искусственного интеллекта и социальных сетей. В Китае стартапы, следующие этим тенденциям, уже имеют десятки миллионов клиентов и способны навязать конкуренцию крупным страховым компаниям.
Менее оптимистично на перспективы страхового рынка смотрит заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГС Константин Корищенко. Страховые компании отстают от банков во внедрении новых, более «скоростных» видов страхования. Это связано с необходимостью найма сотрудников с новыми компетенциями (например, в сферах big data, машинного обучения) и с возможностями банков как канала продажи. Именно в этом аспекте могут проявиться преимущества международных финансовых центров: используя собственные регуляторные возможности, они в состоянии объединить лицензии на оказание страховых услуг с лицензиями на иные виды финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании смогут конкурировать с банками в части создания экосистемы вокруг своего продукта.