Сколько стоят взятки, трансграничные операции, налоговые и таможенные злоупотребления?
Переход к новой модели экономического развития предполагает наличие соответствующих ресурсов, необходимых для структурных изменений и накопления инвестиционного потенциала для экономического роста. Существующие проблемы ее формирования связаны со снижением доходов от сырьевого экспорта, ограниченными возможностями внешних заимствований и наблюдаемыми тенденциями снижения объемов сбережений в основных секторах российской экономики, включая домашние хозяйства. В этих условиях одним из вариантов ресурсного обеспечения новой экономической модели являются ресурсы, находящихся вне сферы учета и контроля.
К таким источникам, в частности, относятся ресурсы теневой экономики, масштабы которой в России, например, в 2013 г. оценивались Росстатом на уровне 16% от объема ВВП. Другим источником неучтенных ресурсов являются теневые трансграничные потоки.
В международной статистике существуют различные оценки масштабов глобальных теневых потоков, разрабатываемые международными организациями на основе различных информационных источников и методических подходов, например, такой структурой, как Global Financial Integrity (GFI).
Согласно исследованиям GFI, в 2012 г. масштабы теневых потоков капитала из развивающихся стран, по оценкам экспертов организации, составили 991,2 млрд долл. при соответствующей кумулятивной оценке за 2003-2012 гг. - около 6,6 трлн. долл. (Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2003-2012, GFI, 2014).
Международными экспертами признается, что масштабные теневые трансграничные потоки из развивающихся стран существенно ограничивает их ресурсы и возможности, стимулирует развитие теневого сектора экономики и др. По оценкам, в 2012 г. их объем в 1,3 раза превышал общие объемы прямых иностранных инвестиций в экономику этих стран (780 млрд долл.) и более чем в 10 раз -- объемы оказываемой им экономической помощи (90,0 млрд долл.).
В качестве наиболее проблемного по масштабам теневых трансграничных потоков признан африканский регион. В соответствии с оценками экспертов, около 25% совокупного ВВП стран африканского региона ежегодно теряется из-за коррупционных действий. При этом делается выводы о том, что страны региона являются чистыми кредиторами для остального мира из-за теневых потоков и что масштабы этих потоков существенно превышают масштабы получаемых ими займов и оказываемой экономической помощи.
В международных исследованиях в числе ресурсов, служащих потенциальными источниками теневых трансграничных потоков, выделяются:
- ресурсы, полученные в сфере коммерческой деятельности;
- доходы от преступной деятельности;
- доходы, полученные в результате хищений, взяточничества и коррупционной деятельности.
Согласно оценкам экспертов GFI (2010), от 60% до 65% от общих объемов трансграничных теневых потоков связаны с налоговыми злоупотреблениями в коммерческом секторе со стороны компаний в ходе внешнеторговых операций. При этом признается, что наиболее распространенной и практически неконтролируемой схемой незаконного вывоза финансовых ресурсов из развивающихся стран по внешнеторговым каналам является фальсификация данных таможенной документации (trade misinvoicing), использование которой в различных модификациях, по оценкам экспертов GFI, в последнее десятилетие генерировало около 80% всех исходящих теневых потоков.
В специальном докладе GFI по России (Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy, GFI, 2013) оценивались масштабы и анализировались факторы формирования теневых финансовых потоков в период 1994 –2011 г.г., изучалось их влияние на российскую экономику. Согласно данным, представленным в докладе, за этот период общий отток капитала из России (рассчитанный на основе модели Всемирного Банка - World Bank Residual Model), включающий теневой и регистрируемый оборот, оценивался на уровне 782,5 млрд. долл. или около 43,5 млрд. долл. в среднем за год. При этом масштабы теневого потока капитала из России оценивались на уровне 211,5 млрд. долл. или около 11,8 млрд. долл. в среднегодовом исчислении. В соответствии с рекомендациями экспертов в расчетах также учитывались масштабы теневых потоков капитала из РФ, связанные с преднамеренной фальсификацией таможенной стоимости товаров во внешнеторговых операциях.
Экспертами GFI особо отмечалось негативное влияние на масштабы теневых потоков из РФ существующей практики контроля со стороны корпоративных структур резидентных и нерезидентных единиц, участвующих во внешнеторговых операциях, и единиц, осуществляющих связанные с ними финансовые операции. В частности, отмечены особо значительные масштабы теневого оборота финансовых ресурсов между Россией и Кипром, который в мировой финансовой системе имеет неформально признанный статус государства, участвующего в легализации доходов. Кипр при объемах текущего ВВП около 21,3 млрд. долл. (2014 г.), в период 2009–2011 гг. являлся наиболее масштабным источником прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. В частности, по оценкам МВФ, в 2011 году объем кипрских инвестиций в экономику России составил 128 млрд долл., то есть в 5 с лишним раз выше годового объема ВВП Кипра.
Наличие обратных теневых финансовых потоков из зарубежных юрисдикций в Россию, оцениваемых в целом за период 1994-2011 гг. в объемах более 500 млрд. долл., также в ряде случаев имеет негативные последствия для экономики и социальной сферы, стимулируя развитие нелегального и теневого секторов экономики, коррупцию, рост преступности и т.д.
Наиболее актуальной из отмечаемых международными организациями проблем контроля теневых трансграничных потоков является отсутствие информации, необходимой для идентификации регионов и структур, в которых размещаются переводимые в другие юрисдикции финансовые ресурсы. При этом основными институциональными бенефициарами теневых финансовых потоков являются конфиденциальные юрисдикции, структуры, оказывающие финансовые услуги, а также единицы секторов экономики, в которые реинвестируются репатриируемые ресурсы. В некоторых случаях их значительные объемы могут быть переведены в резидентную экономику и инвестированы в частные непроизводственные активы - земельные участки, элитную недвижимость и др., однако их большая часть, как правило, аккумулируется в офшорных зонах.
Решение проблем теневых потоков для РФ связывают с реализацией мер противодействия теневому обороту капиталов, включая входящие трансграничные потоки. Соответствующий комплекс мер, в первую очередь, необходим в отношении потоков, оказывающих наиболее негативное влияние на социально-экономическое развитие России. Кроме ограничений инвестиционной базы и снижения доходов бюджета такие потоки могут оказывать влияние на увеличение масштабов теневого сектора экономики, рост преступности и коррупции, дифференциацию доходов домашних хозяйств и т.д.
Такое противодействие свидетельствуют результаты исследований международных организаций, представляется более действенным и значимым для экономики РФ по сравнению с мерами, реализуемыми в отношении ранее выведенных из оборота и перемещенных в другие юрисдикции ресурсов. В частности, в рамках инициативы по возвращению незаконно выведенных активов (The Stolen Asset Recovery Initiative – StAR, - совместная инициатива Всемирного банка и Управления ООН по борьбе с наркоманией и преступностью), совместно с ОЭСР производилась оценка результативности принятых на международном уровне мер по возвращению незаконно вывезенных активов, полученных в результате коррупционной деятельности в развитых странах. В совместном докладе этих организаций «Few and Far: The Hard Facts on Stolen Asset Recovery» (сентябрь 2014 г.) на официальном уровне была признана недостаточная эффективность соответствующей деятельности международных организаций, направленной на репатриацию выведенных активов. В частности, в 2010 - 2012 гг. только 8 из 34 стран ОЭСР было сообщено о принятии конкретных мер по их возвращению в резидентную экономику (Бельгия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Великобритания и США), включая меры по выявлению трансграничных переводов активов, их блокированию или репатриации.
В целом положительным эффектом от принятых мер является блокировка за период 2010-2012 гг. зарубежных активов, источником которых являлись коррупционные действия, в объеме 1,4 млрд долл. (рост по сравнению с периодом 2006-2009 гг. на 0,2 млрд долл.). Одновременно в 2010 - 2012 гг. было отмечено снижение общих объемов возврата таких активов на 147,2 млн. долл. по сравнению с предшествующим периодом при увеличении масштабов их репатриации в развивающиеся страны с 108,1 млн долл. (2006-2009 гг.) до 127,7 млн долл. (2010-2012 гг.).
По оценкам, общий объем репатриируемых активов за 2006-2012 гг. составил 423,5 млн долл., что значительно меньше объемов блокированных активов (2,6 млрд долл.). В целом отмечается, что эти масштабы значительно ниже объемов ежегодно выводимых из развивающихся стран активов, полученных в результате коррупционных действий и оцениваемых в размере 20 млрд долл., при общей сумме выводимых активов в объеме 40 млрд долл.
Одна из ключевых проблем в рассматриваемой сфере – взяточничество. Согласно оценкам международных экспертов, годовые масштабы взяток в мире составляют около 1 трлн долл. Взяточничество как явление наиболее распространенное в развивающихся странах оценивается в масштабах, эквивалентных 15-30 % объема официальной помощи, оказываемой этим странам в рамках соответствующих международных программ развития (ОПР) (Оfficial development assistance - ODA).
Результаты международных исследований целесообразно учитывать при разработке соответствующих мер. С учетом оценок международных экспертов, для России приоритетными являются задачи по выявлению реальных масштабов и схем теневого оборота, связанного с фальсификацией таможенной стоимости товаров и трансфертным ценообразованием.
Автор - ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при Президенте РФ