Управление пузырями и нулевой процент как новая норма: о чем думают экономисты

Борис Грозовский специально для ET — о зарубежных исследованиях, посвященных политике Центробанков и банковскому регулированию, опубликованных и обсуждавшихся на конференциях в первой половине 2015 года

Обзор финансовых исследований. Часть I.   |   

 

Управление пузырями

Альберто Мартин, Яум Вентура (оба – CREI, Barselons GSE). Managing Credit Bubbles. 

За 1970-2012 гг. кредитные рынки в странах ОЭСР выросли в среднем со 100% до 160% ВВП. Внутри этой динамики есть кредитные бумы, образование пузырей и периоды стагнации и спада кредитов. Обычно кредиты быстро растут во время быстрого роста цен других активов, быстрого роста ВВП, инвестиций и потребления. Кредитные пузыри не вызывали бы у властей беспокойства, если бы они время от времени не лопались. Можно ли сдерживать кредитные бумы — с тем, чтобы период спада был не таким болезненным? Авторы, считают, что да: можно субсидировать кредиты в период спада и облагать их дополнительным налогом в период надувания пузыря.

Само образование пузыря они рассматривают по аналогии со схемой пирамиды: кредит является «избыточным», когда он выдается в расчете на то, что в будущем при необходимости заемщик получит другой «избыточный» кредит. Все эти рассуждения касаются «закрытой» экономики.

В другой работе (The International Transmission of Credit Bubbles: Theory and Policy.) те же авторы рассматривают международный перенос кредитных пузырей из одной страны в другую. Перед началом финансового кризиса в 30% стран из 170 наблюдался кредитный бум. Большинство стран чересчур субсидируют отечественных кредиторов низкими процентными ставками, стимулируя тем самым экспорт кредитов за границу – в результате пузыри возникают и там. Параллельно низкие ставки способствуют росту цен на разные активы — в результате повышается стоимость залогов, доступных получателям кредитов.

Низкие процентные ставки как новая норма

Грегори Твейтес (LSE, Bank of England). Why are real interest rates so low? Secular stagnation and the relative price of investment goods.

В докладе на семинаре шведского нацбанка Твейтес показывает, что падение процентных ставок в последние годы является не случайным. Номинальные процентные ставки понижены в последние годы, но реальные снижаются на протяжении уже 20 лет. Это связано с снижением темпа номинального роста инвестиций и долей инвестиций в ВВП развитых стран (этому тренду уже 30 лет). Причина – повсеместное падение относительных цен на инвестиционные товары — машины, оборудование, сооружения (примерно на 30% с середины 1970-х). Это привело к снижению спроса на инвестиции. В такой ситуации прежнее количество накоплений позволяет приобрести больше капитальных товаров, и если производственная функция неэластична, процентные ставки должны остаться низкими даже когда цена инвестиционных товаров прекратит падать.

Обратный процесс происходит с жилой недвижимостью. Прежде пенсионные накопления домохозяйств, по сути, финансировали производственные инвестиции. С падением цен на инвестиционные товары альтернативным вложением пенсионных накоплений стала в последние десятилетия жилая недвижимость. Низкие процентные ставки повышают цены на жилье и ведут к увеличению долга домохозяйств. Если версия Твейтеса верна, низкие процентные ставки могут оказаться новой нормой.

Последствия количественного смягчения

Самуэл Рейнард (Swiss National Bank). QE Equivalence to Interest Rate Policy: Implications for Exit.

В докладе на конференции в FRB Сан-Франциско швейцарский экономист рассчитал: с учетом мер количественного смягчения ФРС потребуется поднять процентные ставки на 4 п.п. выше, чем они были до начала смягчения, чтобы достичь состояния, которое предшествовало началу QE. Это вызвано тем, что политика смягчения привела к многократному увеличению баланса ФРС, покупающей активы и у банков, и у небанковского сектора. 3%-ное увеличение широкой денежной массы (M2M) эквивалентно уменьшению ключевой процентной ставки ФРС на 100 б.п. А в ходе QE резервы банков в ФРС выросли на $2,7 трлн. M2M при этом выросла примерно на $1,35 трлн (12% от нынешней величины). Таким образом, эффект QE эквивалентен снижению ключевой процентной ставки на 4 п.п. относительно ее нынешнего уровня.

Эти расчеты показывают, что не стоит обольщаться и относительно данных о росте экономики США: вклад ФРС в рост ВВП составляет порядка 1,75%.

Прогнозирование процентных ставок

Кевин Клинтон и др. Inflation-Forecasting Targeting: Applying the Principle of Transparency.

Доклад содержит небольшую историю инфляционного таргетирования в разных странах, описание оснований этого подхода и самого механизма. Подробно рассматривается случай, когда нацбанки публикуют не только инфляционный прогноз, но и прогноз своих процентных ставок. Это позволяет участникам рынка получить менее противоречивое видение будущего и сценариев действий центробанков в случае различных шоков.

Макропруденциальное регулирование

Дирк Шёнмакер (ed.) Macroprudentialism. A VoxEu.org Book.

В этом сборнике суммированы выводы из работ последних лет, раскрывающих новую рамку монетарной политики — макропруденциальное регулирование. Среди авторов — Вирал Ачариа (NY Stern School of Business), Чарльз Каломирис (Columbia), Чарльз Гудхарт (LSE), Анил Кашьяп (Chicago Booth), Энрико Перотти (университет Амстердама).

Цель макропруденциального надзора — сделать экономику и финансовую систему более устойчивой к шокам. Теперь почти общепризнано, что центробанки должны следить не только за динамикой цен на товары и услуги, но и цен на финансовые активы. Макропруденциальное регулирование — попытка на современном уровне совместить ответственность нацбанков за стабильность цен и финансовую стабильность. Интересно, что новый подход сначала стал популярен в Азии (после кризиса конца 1990-х), и только теперь в Европе. Так, в Гонконге действуют серьезные ограничения  для получателей ипотечных кредитов (они становятся еще жестче в период быстрого роста цен).

Минимальная цель этого подхода — повысить устойчивость финансовой системы к шокам, снизить системный риск, ограничить финансовые бумы и тем самым способность банков «взрывать» экономику. Один из возможных подходов — контрциклическое регулирование кредитного рынка и рынка недвижимости, другой — увеличение требований к капиталу банков и страховых компаний в период роста, третий — отслеживание рисков, которые возникают у банков в отношении отдельных классов активов, стран и т.д. Стремясь минимизировать вероятность кризисов, нацбанки могут менять процентные ставки, ориентируясь на получаемые инвесторами премии за риск при вложениях в разные активы, показывают экономисты из FRB Канзаса.

У такого подхода есть немало рисков. Одна из них — регуляторный арбитраж (страны будут вводить новый подход неодновременно и неодинаково). Второй — неправильный баланс между частными и общественными интересами, интересами кредиторов и заемщиков и т. д. Третий — попытка сгладить естественные для капитализма циклические колебания приведет к тому, что чиновники займутся регулированием потока кредитов, а предпринимательская активность просто будет разворачиваться в «теневой» банковской системе. Четвертый — чувствительное для банков и потребителей регулирование кредитных циклов должно быть четко отделено от политики. Для этого нацбанк должен быть полностью независимым, что требует существования в странах, применяющих макропруденциальное регулирование, демократии и разделения властей.

В макропруденциальном регулировании ответов намного меньше, чем вопросов. Ясны только общие подходы, опыта совсем мало, а как повлияют меры регулятора на экономическую жизнь – зависит от множества еще не разработанных частностей. Но общая рамка понятна: финансовая стабильность — большая ценность для обшества, а заплатить за нее придется некоторыми рамками, поставленными развитию.

Отделение политики от макропруденциального регулирования — крайне непростая задача. Как показано в докладе четырех немецких экономистов, даже в Германии правительственная помощь банкам — вопрос политический. Так, вероятность получить поддержку правительства для банка в год, предшествующий выборам, на 30% выше, чем в год после выборов. А высокая конкуренция на выборах снижает вероятность господдержки банка на 15%. В Европе идея макропруденциального регулирования стала весьма популярной, в то время как многие американские экономисты и ФРС относятся к ней весьма скептично. Как показано в одном из докладов экономистов ФРС, эта политика особенно активно применяется после кризисов и замедляет рост кредитов (и соответственно посткризисное восстановление), особенно в ипотечном кредитовании.

Читайте вторую часть обзора