Всевидящее око: зачем нужен автоматический обмен налоговой информацией

Желание любого государства лучше узнать о том, как граждане и компании платят налоги и как уклоняются от них, понятно. Как работает  автоматический обмен налоговой информацией, какие выгоды и риски он несет России?

Антонина Левашенко, Александра Коваль   |   

Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, принятая еще в 1988 году, стала первым универсальным международным договором, который заложил основы для автоматического обмена налоговой информацией. 

Автоматический обмен информацией – вполне эффективный инструмент для борьбы с уклонением от уплаты налогов и для обеспечения добровольного соблюдения налогового законодательства. Только пользоваться им нужно с умом.

Автоматической обмен (в отличие от обмена налоговой информацией по запросам и спонтанного обмена) позволяет налоговым органам стран-участниц получить всю необходимую информацию о своих резидентах. Анализ такой информации позволяет выявить случаи размывания налоговой базы и уклонения от уплаты налогов.  

Первым многосторонним международным инструментом, устанавливающим правовые рамки только для автоматического обмена, стало Многостороннее соглашение ОЭСР компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией (CRS MCAA). Страна, присоединившаяся к этому Соглашению, приобретает возможность получения информации о счетах налоговых резидентов в зарубежных институтах.

В 2016 году было принято еще одно соглашение на площадке ОЭСР, но уже в отношении обмена информацией по многонациональным компаниям. Многостороннее соглашение об обмене межстрановыми отчетами (CbC MCAA)  ставит задачу принятия стандартизированных требований по межстрановой отчетности, которая позволит налоговым органам получить информацию, где реально была получена прибыль транснациональных корпораций.  

Россия – участник обоих соглашений: она присоединилась к CRS MCAA и CbC MCAA в 2016-м и 2017 году соответственно. 

По данным на февраль 2019 года,  участниками CRS MCAA являются 104 государства.  При этом первый автоматический обмен произошел в 2017 или 2018 году (в зависимости от даты, заявленной подписавшей CRS MCAA юрисдикции). Участниками CbC MCAA являются 77 стран. В настоящий момент Россия договорилась о получении налоговой информации от 59 стран, а сама будет предоставлять такую информацию 51 государствам. 

В России приняты все необходимые нормативно-правовые акты, обеспечивающее имплементацию многосторонних соглашений об автоматическом обмене информацией.  Однако не определены пути внедрения стандартов автоматического обмена на пространстве Евразийского экономического союза(ЕАЭС) – главного интеграционного объединения с участием России. Остаются сложности, связанные с сохранением требований валютного законодательства, а также риски уклонения от отчетности.  

Чтобы повысить эффективность участия в международном налоговом обмене, России необходимо расширить перечень стран, с которыми достигнуты двусторонние договоренности в рамках MCAA CRS. В частности,  достичь договоренностей об обмене с Панамой, Бахрейном и другими странами, где имеются признаки присутствия российских налоговых резидентов. 

Работа по расширению автоматического обмена налоговой информацией должна проводиться в рамках ЕАЭС. Для этого, на наш взгляд, необходимо принять план действий по борьбе с налоговыми злоупотреблениями на основе стандартов ОЭСР. Он должен предусматривать меры, направленные на развитие автоматического обмена как между странами-членами Союза, так и с третьими странами в рамках многостороннего инструмента обмена CRS. 

Чтобы не допускать уклонения от международной отчетности, странам-участницам многостороннего обмена нужно выработать единые подходы к ответственности за оказание помощи клиентам в уклонении от отчетности. Страны-участницы CRS MCAA должны установить ответственность как для клиентов, заявляющих ложную информацию в самосертификации, так и для финансовых институтов. 

Чтобы обеспечить эффективность участия в налоговом обмене, ФНС России следует проводить мониторинг различий подходов стран к имплементации Общего стандарта отчетности CRS ОЭСР. Применять меры против использования налоговыми резидентами РФ схем уклонения от отчетности, включая схемы приобретения резидентства за счет инвестиций в 17 странах (как на Мальте, Кипре, ОАЭ). Запрашивать в индивидуальном порядке информацию по налоговым резидентам в этих странах. Также необходимо обязать профессиональных консультантов (юристов, бухгалтеров) сообщать налоговым органам о выявленных схемах уклонения от отчетности (перевод счета в финансовый институт в юрисдикции, не участвующей в обмене, приобретение второго резидентства для сокрытия налогового резидентства России при самоидентификации).  

На площадке ОЭСР по инициативе России может быть создан онлайн-инструмент, который будет отображать категории отчитывающихся и не отчитывающихся финансовых институтов участвующих в международном обмене стран. А также перечень счетов, в отношении которых формируется и не формируется отчетность, информацию о видах финансовых активов. 

При этом важно понимать, что не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

Страны, имплементируя Общий стандарт отчетности (CRS), относят к исключенным счетам в соответствии с общими правилами пенсионные счета, счета эскроу, страхование жизни на срок, счета недвижимости, а также счета с низким риском. Страны также заявляют перечень счетов с низким риском, в отношении которых отчетность не подается. Для счетов с низким риском, на которые не подается отчетность, ОЭСР проводит регулярный мониторинг.

В финансовом законодательстве государств не содержится исчерпывающего перечня ценных бумаг и производных инструментов, а их разновидности в странах существенно различаются. Например, в России, во Франции, на Кипре детально регулируются как акции и облигации, так и производные инструменты. А, например, в Китае и на острове Мэн определены только наиболее общие понятия финансовых инструментов. Но положения, имплементирующие CRS, предусматривают широкий подход, позволяющий охватить все виды финансовых активов, которые существуют в участвующих в обмене юрисдикциях. 

Как уже было сказано выше, чтобы получить выгоды от участия в автоматическом обмене налоговой информацией о транснациональных компаниях,  России необходимо расширить перечень стран, с которыми достигнуты двусторонние договоренности в рамках MCAA CbC. Кроме того,  России следует обновить соглашения об избежании двойного налогообложения с США и Гонконгом. Туда важно включить положения об обмене межстрановой отчетностью. Также необходимо заключить соглашение об обмене отчетностью в рамках MCAA CbC с Китаем и странами Евразийского экономического союза.

Получение информации о деятельности транснациональных компаний важно для стран-членов ЕАЭС.  Сегодня из государств Евразийского союза в автоматическом обмене налоговой информацией о транснациональных компаниях участвуют только Россия и Казахстан. Неучастие других стран  объединения создает очевидные условия для недобросовестной налоговой конкуренции и злоупотреблений со стороны многонациональных компаний, ведущих бизнес на территории ЕАЭС. 

Авторы – руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР и младший научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР