Актуальная проповедь профессора Лютера

500 лет назад, 31 октября 1517 года, профессор богословия Мартин Лютер из города Виттенберга обнародовал свои знаменитые «95 тезисов». Эту дату считают отправной точкой возникновения протестантизма. Рассуждение о содержании религиозной догматики не входит в наши планы. Мы обратим внимание на другое обстоятельство - страны, которые на протяжении последующих пяти столетий шаг за шагом ускоряли рост своей экономики, в конце концов, обогнав весь мир - по преимуществу протестантские.

Исключением из этого ряда - с большими оговорками - можно считать разве что Францию. Но Франция - другая история. Это страна ставшая символом политической трансформации феодального общества - в общество буржуазное. Не говоря уже о том, что колоссальную роль в ее экономическом развитии сыграли протестанты - возможности государственной карьеры были для них ограничены, поэтому свою энергию они направили на ремесла и торговлю. Похожая история, кстати, произошла в России со старообрядцами.

Что же такое содержалось в учении Лютера? Как ни парадоксально - одним из ключевых «драйверов» протестантизма было лютерово толкование божественного предопределения. Профессор из Виттенберга вовсе не призывал к покорности судьбе и воле Всевышнего. Я знаю, кто попадет в рай, а кому гореть в аду, объяснял Лютер своей пастве. Как вы понимаете, для человека из шестнадцатого века такой вопрос был чрезвычайно актуален.

Вот, спрашивали Лютера, я хожу в церковь, жертвую десятину, слушаю священника, соблюдаю… Не будем терять времени, отвечал Лютер, лучше расскажи, как у тебя идут дела? Дела мои плохи, отвечал человек, лавка моя запустела, инструменты валятся из рук, клиенты не желают ничего покупать… Но я читаю молитвы… Можешь не продолжать, говорил Лютер, ты уже на дороге в преисподнюю!

Смотри, объяснял Лютер ошеломленному прихожанину, ты согласен с тем, что появился на свет по воле Божьей? Согласен. Очень хорошо. Тогда ты должен быть согласен с тем, что Господь в своей милости определил для тебя путь к спасению? И с этим ты согласен. Прекрасно! Значит, если ты идешь по пути Господа, ты будешь спасен. Нет возражений. А теперь ответь мне, добрый человек, если ты уклонился с пути Господа нашего, то по какому пути ты идешь? Очевидно, по пути дьявола. А разве может быть что-нибудь хорошее на пути врага рода человеческого?

Все твои неприятности от того, что ты уклонился от пути, определенного для твоего спасения, указывал Лютер. Попробуй сменить судьбу - займись новым ремеслом, найди другое место для своей лавки, посоветуйся с клиентами - почему им не нравятся твои товары. Научись читать, советовал профессор, - тоже неплохо. Лучше всего, конечно же, читать Священное писание - там ты сможешь найти ответы на все интересующие тебя вопросы. Согласен, латынь понимать трудно. Ничего, я переведу для тебя Библию на немецкий язык, обещал Лютер. (И перевел.)

Вообще, к книжному знанию у Лютера было особое отношение. На вопрос о том, скоро ли конец света, Лютер отвечал, что по грехам нашим конец света должен был прийти уже давно. Но Господь снова явил нам свою милость, вдохновив достойных людей на создание чуда - печатной книги, которая теперь стала доступна каждому, кто ищет пути спасения. Самостоятельное чтение и толкование книг - один из краеугольных камней протестантского вероучения. Читай книгу - и путь к Спасению ты сможешь найти самостоятельно.

И еще, имей в виду, добавлял Лютер, - спасая себя, ты спасаешь и всех остальных. Чем больше людей обретут счастье на личном пути к спасению, тем скорее придет спасение ко всем нам. Начать жизнь заново, построить все с нуля, перебирать варианты в расчете на удачу - в сущности, это все и есть протестантские представления о поиске Бога в Человеке.

Как только все начнет складываться к лучшему - значит, Бог посылает тебе верный знак о правильности избранного тобой пути, объяснял Лютер. Да, будет трудно. Но, учил Лютер, «надлежит призывать христиан, чтобы они… более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием». А достиг успеха - помоги своему соседу «ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше»

И еще, «должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции». Как бы мы сказали сейчас - тот, кто реализует социальный проект  и дает в долг на развитие бизнеса, несомненно лучший христианин, чем тот, кто откупается от чиновника. «Отпущение грехов за деньги», согласно Лютеру, есть ничто иное «хула на Церковь». Это к вопросу об отношении к коррупции. Европейская «жизнь по правилам» - это тоже оттуда, из 95 тезисов. Спасение не купить индульгенциями, искренне раскаяние невозможно без наказания. Но «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций», только раскаяние это требует дел, а не слов, объяснял профессор.

В сущности - современные представления о корпоративном менеджменте восходят туда, к проповеди Лютера. С чего начинается любой современный учебник по менеджменту? С рассказа о том, как важна для компании «миссия». Для русского управленца «миссия» - это бессмысленный набор слов о важности всего хорошего, против всего плохого, не имеющий ни малейшего отношения к повседневной практике руководства компанией. Для западного менеджера, знакомого с основами протестантского вероучения, «миссия корпорации» - это концентрированное выражение принципов, которых должна придерживаться компания, чтобы прийти к успеху по единственно возможному пути. Пути, предназначенному для спасения как выразился бы Лютер.

И понимание «кризиса как возможности» - это абсолютно протестантское представление. Важно не то, что мы ошиблись, важно то, как мы будем на эту ошибку реагировать. И горизонтальные связи в гражданском обществе, которые нам никак не удается построить - это тоже оттуда, от Лютера, призывавшего советоваться со своими единоверцами и совместными усилиями искать ответы на сложные вопросы бытия.

И еще один из его тезисов был написан словно для наших дней: «…кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника - да будет тот благословен».