Повышение МРОТ: плюсы и минусы

В соответствии с поручением председателя правительства разрабатывается законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Это означает, что МРОТ будет повышен на 40%, а его отношение к средней заработной плате может увеличиться с 20 до 28%. По оценкам, законопроект может напрямую затронуть 3-4 млн занятых. Опыт показывает, что повышение МРОТ, с одной стороны, приводит к снижению неравенства и общему росту зарплат в формальном секторе, а с другой – к увеличению безработицы среди наиболее уязвимых групп занятых и росту неформального сектора. При этом изменения затронут не всю страну, а преимущественно менее развитые регионы.

В мае 2017 г. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поручил подготовить законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Эта идея уже не раз обсуждалась в прошлом, а в Трудовом кодексе, принятом в 2001 г., указывалось, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, и предполагалось, что он будет поэтапно доведен до этой величины. Можно ожидать, что в ближайшее время законопроект будет подготовлен, принят и в течение следующих двух-трех  лет МРОТ достигнет целевого значения.

В настоящее время величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей (с 1 июля предполагается повышение до 7800 рублей). Прожиточный минимум устанавливается ежеквартально с отставанием в несколько месяцев – в IV квартале 2016 г. он составлял 10466 рублей для трудоспособного населения. Таким образом, при существующих показателях это означает повышение МРОТ на 40%. Отношение минимального размера оплаты труда к средней заработной плате (так называемый индекс Кейнца) в таком случае увеличится с текущих 20 до 28%. В настоящее время этот показатель существенно ниже, чем во многих развитых странах, включая не только европейские государства, но и США, где рынок труда является гораздо менее зарегулированным, чем в Европе (рис. 1). Однако повышение МРОТ до нового уровня практически не повлияет на положение России в общем рейтинге.

Отношение МРОТ к средней заработной плате

Численность работников, которых затронет реформа, невелика. Данные Росстата показывают, что в 2016 г. около 10% работников предприятий и организаций получали заработную плату ниже прожиточного минимума, из них около 1–2% – ниже МРОТ. Последнее не противоречит трудовому законодательству, так как эти работники могли трудиться не на полную ставку. Повышение федерального минимума сократит эту группу работников, хотя часть населения все еще будет получать заработную плату ниже прожиточного минимума. При этом официальная численность работников предприятий и организаций составляет в России примерно две трети от общей численности занятых. Напрямую повышение МРОТ может повлиять только на таких работников, в то время как занятых в неформальном секторе  (самозанятые, индивидуальные предприниматели и работающие на них лица) может не затронуть эта реформа. Таким образом реформа прямо коснется 3–4 млн чел. или 5–6% всех занятых. В случае роста реальных заработных плат эта величина будет даже меньше.

Что означает повышение МРОТ для рынка труда? Среди экономистов нет четкого и однозначного ответа на этот вопрос. Хотя простейшая экономическая модель однозначно говорит о снижении занятости и росте уровня безработицы. В случае же, если новый уровень МРОТ оказывается «завышенным», более сложные теоретические модели уже не дают такого однозначного ответа. Например, при монопсонии (то есть когда на рынке труда имеется одна фирма-покупатель, например, в широко распространенной для России ситуации моногородов), повышение МРОТ может увеличить занятость, как было показано еще в середине прошлого века Дж. Стиглером и Р. Лестером. Вместе с тем в ситуации, когда помимо формального сектора на рынке труде есть и второй, неформальный, в котором заработная плата не зависит от институциональных ограничений, а у работника есть возможности свободно мигрировать между секторами, рост МРОТ приводит лишь к перетоку работников из одного сектора в другой.

Неопределенности возникают и при анализе данных по введению или повышению МРОТ в различных странах. В монографии Д. Ньюмарка и В. Уошера, где было проанализировано более 150 работ на данную тему, в 2/3 из них было констатировано негативное влияние законодательно установленного значения МРОТ на занятость. Нет полной определенности и с влиянием на неформальную занятость.

Российские данные дают более четкую картину по прошлым изменениям МРОТ. В сентябре 2007 г. он увеличился более чем в два раза – с 1100 до 2300 руб., с января 2009 г. был поднят до 4330 руб. То есть менее чем за полтора года этот показатель увеличился почти в четыре раза. Исследования А. Ощепкова и А. Муравьева показали, что повышение МРОТ более чем в два раза в 2007 г. привело помимо роста неформальной занятости и к росту молодежной безработицы. В то же время на занятость более возрастных групп реформа влияния не оказала. В формальном же корпоративном секторе наблюдалось снижение неравенства по заработным платам. Как показано в исследовании А. Лукьяновой, в период роста МРОТ в 2007–2009 гг. произошел резкий скачок заработных плат у низкооплачиваемых работников. В исследовании А. Шаруниной показано, что повышения МРОТ не только увеличивали заработную плату у низкооплачиваемых работников бюджетного сектора, но и сдвигали вверх всю «сетку» зарплат в этом секторе. В целом это привело к снижению разрыва в заработных платах между бюджетным и небюджетным секторами. На основной же вопрос, привели ли реформы 2007–2009 гг. к снижению бедности, отвечает исследование С. Капелюка. Как показано в его работе, повышение МРОТ действительно внесло свой вклад в снижение бедности, однако, по мнению автора, достаточно ограниченный.

Таким образом,  повышение МРОТ приводит как к положительным (снижение неравенства и общий рост зарплат в формальном секторе), так и к отрицательным последствиям (рост неформального сектора, безработицы у наиболее уязвимых групп работников), а эффект обычно сложно прогнозируем и зависит от множества параметров.

При этом можно прогнозировать, что влияние изменений МРОТ на рынок труда будет серьезно дифференцировано по регионам. В 2007 г. у регионов появилась возможность устанавливать собственный уровень минимальной заработной платы, при этом он должен быть не ниже определенного федеральным законом. В результате 53 региона воспользовались этой возможностью, и в некоторых из них уже сейчас этот показатель выше федерального прожиточного минимума. В 19 регионах в конце 2016 – начале 2017 гг. МРОТ для работников организаций небюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей был установлен выше 10500 руб., причем в основном это были территории Севера (Якутия, Мурманская область, Камчатский край) и наиболее богатые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ). В итоге 44 млн человек уже проживает в регионах, где еще не подготовленный законопроект уже формально выполнен. В 32 регионах, в которых проживает 54% населения страны, МРОТ установлен на уровне не ниже регионального прожиточного минимума (который может быть меньше федерального).

Это означает, что реформа коснется в первую очередь более бедных регионов с высокой неформальной занятостью, где доля работников, получающих зарплаты ниже МРОТ, существенно выше 10%. Попытка стимулировать производительность и снизить бедность среди работников столкнется со слабой экономикой региона и невозможностью привлечь дополнительные инвестиции. Высокое межрегиональное неравенство создает дополнительные сложности, не позволяющие решить проблему работающих бедных и высокого неравенства едиными для всей страны методами. Проблема низкого уровня минимальной заработной платы должна решаться на региональном, а не на общероссийском уровне.