Первый в этом году номер журнала «Экономическая политика» открывает статья Павла Кадочникова, Александра Кнобеля и Александра Ченцова «Оценка масштабов импортозамещения в России в 2014-2016 годах». Анализируя актуальную тему, авторы рассчитали эффекты импортозамещения на основе «оценки функций спроса на импортные и отечественные товары с использованием роттердамской модели». Главный выводов экспертов – основным фактором снижения потребления импорта и роста потребления отечественных товаров стало увеличение цен импорта. В некоторых случаях оно полностью объясняет изменения в структуре потребления.
Вторым по важности фактором изменения в структуре потребления, по мнению авторов статьи, оказалось снижение реальных доходов, которое в наибольшей степени повлияло на структуру потребления алкогольных напитков. Было установлено, что снижение доходов объясняет снижение потребления отечественной алкогольной продукции на 14%, а импортной — на 34%. Третьим по важности фактором стал эффект замещения из-за изменения цены отечественных товаров. Этот эффект, например, имел статистически значимое влияние для потребления отечественной рыбы, которое снизилось на 12%.
При рассмотрении потребления импорта можно выделить несколько сходных категорий. Например, в ряде групп доминирующую роль играет один лишь эффект замещения по собственной цене импорта, а эффекты дохода и замещения по цене отечественных товаров значительно менее значимы. К таким группам относятся «мясо», «молоко», «сахар», «шоколад, конфеты», «хлебобулочные изделия», «продукция из овощей и фруктов», в меньшей степени «масло сливочное». В другой категории товарных групп доминирует негативный эффект дохода — к ней относятся «рыба», «сыр», «пищевые продукты из муки». При этом в этих трех группах влияние эффекта дохода на потребление отечественных товаров является второстепенным. К третьей категории можно отнести тегруппы, где все три эффекта оказывают равновеликое влияние на потребление импорта («продукция мясная», «безалкогольные напитки», «алкогольные напитки»).