Рынок легкового такси в России характеризуется значительной динамикой по вкладу в ВВП и количеству занятых, а также играет существенную ролью в обеспечении транспортной доступности. Однако пандемия COVID-19 усложнила решение серьезных проблем этого рынка. Профессор Новосибирского государственного университета экономики и управления Юрий Эзрох в своей статье, опубликованной в очередном номере журнала «Экономическая политика», указывает на то, что проблемы во многом обусловлены недостатками в государственном регулировании. Автор дает несколько стратегических рекомендаций.
Юрий Эзрох определил пять групп проблем рынка легкового такси в России: размывание ответственности перед потребителями; невысокий уровень развития материальной основы – автотранспортного парка (в нестоличных регионах); отсутствие эффективно действующей контролирующей и развивающей трудовые ресурсы инфраструктуры рынка такси; низкий уровень личной безопасности водителей и пассажиров; невысокая собираемость налогов.
Во многих развитых государствах рынок легкового такси исторически имеет жесткое государственное регулирование. С одной стороны, оно минимизирует существующие проблемы, с другой – приводит к достаточно высокому уровню цен на услуги или даже их дефициту11. В-третьих, деятельность агрегаторов такси обычно освещается и российскими, и зарубежными экономистами исключительно в позитивном ключе. При этом государственное регулирование рынка такси в форме жестких ограничений на количество выдаваемых лицензий характеризуется как нарушающее принципы свободной конкуренции (laissez-faire). …Выделяются два типа подходов к государственному регулированию рынка такси: консервативный, направленный на запрет или существенные ограничения деятельности агрегаторов при одновременном квотировании числа выдаваемых лицензий (Турция, Япония); либеральный, при котором государство осуществляет минимальное экономическое вмешательство (этот подход характерен для современной России)
Читать «Российский рынок легкового такси: проблемы и государственное регулирование» полностью