Уроки турецкого: какие риски приносит эмбарго

В результате введения эмбарго на ввоз продовольствия из Турции в Россию турецкий экспорт в нашу страну сократится примерно на 1 млрд долл., что составляет около 60% экспорта всей агропродовольственной продукции из Турецкой республики в РФ. Снижение экспорта произойдет прежде всего по овощам и фруктам. Эмбарго может оказать наиболее существенное влияние на российские рынки томатов, винограда, мандаринов. В российском импорте этих продуктов поставки из Турции составляли 34-50%. По томатам поставки из Турции обеспечивали 11% среднегодового потребления россиян. В отдельные месяцы этот процент оказывался значительно больше.

Замена импорта из Турции может привести к повышению цен на российском рынке

Дополнительные риски эмбарго связаны с опасностью введения запретов на поставки российского продовольствия на турецкий рынок (по стоимости они выше, чем поставки Турции в Россию). Кроме того, замена импорта из Турции на поставки из других стран или на отечественную плодоовощную продукцию может привести к повышению цен на российском рынке. К российскому эмбарго не присоединились ее союзники по ЕАЭС, что чревато обострением отношений в союзе в связи с поставками на российский рынок запрещенных видов продукции.

В последние годы торговля продовольствием между Россией и Турцией устойчиво росла. Поставки из Турции составляли около 4% в общей стоимости российского продовольственного импорта. При этом на долю Турции, в свою очередь, приходилось за анализируемые годы 10,6–12,5% российского экспорта продовольствия.

Торговля продовольствием и сельскохозяйственной продукцией между Россией и Турцией

За первые 10 месяцев 2015 г. Россия резко сократила общий импорт продовольствия, в том числе из Турции. Тем не менее доля Турции в импорте России возросла за этот период до 4,9%.

Ситуация резко изменилась после 24 ноября 2015 г.24 ноября 2015 г. (ВВС Турции сбили российский бомбардировщик в Сирии). Указом Президента РФ от 28.11.2015 г. №583 были введены специальные экономические меры в отношении Турецкой республики. Постановлением Правительства РФ утвержден перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, на ввоз которых с 1 января 2016 г. вводилось эмбарго (Постановление Правительства от 30.11.2015 г. №1296). В этот перечень вошли:

- замороженные части тушек и субпродукты домашних кур и индеек;

- овощи (томаты, огурцы, лук, цветная капуста);

- фрукты (апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы и персики (включая нектарин));

- гвоздики.

Под запрет попали продукты, стоимость которых в 2014–2015 гг. составила примерно 60% от импортируемого в Россию продовольствия из Турции.

Доля запрещенных к ввозу продуктов в общей тоимости импорта из Турции

Совокупные потери Турции от российских санкций составят около 1 млрд долл. Основные потери – от запрета ввоза овощей и фруктов. Вне запрета осталась продукция на 600–700 млн долл. В основном это рыба, табак, продукты переработки овощей и фруктов, а также некоторые виды свежих овощей и фруктов. Причем запрещен ввоз товаров, которые по стоимости и объемам несущественны (например, гвоздика, некоторые виды мясопродуктов), но не запрещен ввоз других, объемы экспорта и стоимость которых значительна (например, грейпфрутов – 40 тыс. т или 5% всего турецкого производства этого продукта).

Наиболее значимая статья турецкого продовольственного экспорта в Россию – помидоры. В 2014 г. из Турции было ввезено 366 тыс. т (3,1% всех произведенных в стране помидоров) на сумму 439 млн долл. Это составило 43% общего импорта помидоров в Россию или 11% от потребления в России. В межсезонный же период доля турецких помидоров в рационе россиян была значительно выше.

Запрет на турецкие поставки может существенно дестабилизировать российский рынок помидоров, если ниша Турции не будет занята другими импортерами. Импортозамещение в таком объеме в настоящее время невозможно. Кроме того, тепличные российские помидоры значительно дороже турецких.

Второй по значимости запрещенный продукт – мандарины. Турция была крупнейшим экспортером мандаринов в Россию. В 2014 г. Россия импортировала 847 тыс. т этого продукта, в том числе из Турции 286,7 тыс. т (34% всего импорта) на сумму 206,7 млн долл. В 2015 г. импорт мандаринов из Турции сократился в большей мере, чем из других стран: доля Турецкой республики упала в объеме до 25%, а в стоимостном выражении – до 18,7%. Чтобы потерянные объемы были компенсированы, второй по масштабам импортер – Марокко – должен увеличить объемы экспорта в Россию в 2,4 раза до 500 тыс. т. Такой сценарий представляется маловероятным.

Импорт из Турции винограда (более 50% российского импорта) превышал объемы российского производства столового винограда более чем вдвое. В этой связи для сохранения объемов поставок требуется замена поставщика, поскольку импортозамещение в данном случае возможно в отдаленной перспективе. Новые виноградники еще надо посадить, а затем ждать четыре года до их вступления в период плодоношения.

 В связи с принятым решением об эмбарго некоторых видов продовольствия из Турции возникает ряд рисков для России. Основными рисками являются следующие:

1. Введение ответного эмбарго на импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции из России. Учитывая, что российский экспорт продовольствия в Турцию больше, чем турецкий в Россию, введение Турецкой республикой симметричных санкций привело бы к значительным потерям для аграрного сектора России. В первую очередь пострадали бы производители и экспортеры продовольственного и кормового зерна, подсолнечника и подсолнечного масла.

2. Реэкспорт турецких продуктов через других участников ЕАЭС. К санкциям против Турции не присоединился никто из союзников России по ЕАЭС. Бизнес из этих стран будет стремиться к получению дополнительной прибыли на поставках турецкой продукции в РФ. Вероятность этого риска возрастает в связи с тем, что идентификация страны происхождения многих видов овощей и фруктов затруднительна.

О том, что такой риск весьма вероятен, свидетельствует прошлый опыт. Например, после введения эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС, США и ряда других стран, многие запрещенные для ввоза виды продукции стали поступать через Белоруссию. Так, до введения санкций в 2013 г. Россия импортировала из Белоруссии 86 тыс. т яблок, а из Польши 706 тыс. т. В 2015 г. импорт из Польши был равен нулю, а Белоруссия поставила 318 тыс. т яблок (данные за первые 10 месяцев). Вряд ли за год в Белоруссии были высажены и успели вступить в плодоношение многие десятки тысяч гектаров садов.

До введения санкций основными поставщиками персиков (включая нектарин) в Россию были Испания и Греция. В 2013 г. они поставили в Россию 155 тыс. т этой продукции. В 2015 г. поставок из Испании и Греции не было, зато Белоруссия, которая в 2012 г. экспортировала в Россию лишь 1 тыс. т., в 2015 г. (первые десять месяцев) поставила 121 тыс. т персиков и нектарин.

То же самое произошло с земляникой и клубникой: для основных поставщиков (Греция, Польша, Испания) российский рынок в 2015 г. был закрыт, а Белоруссия завезла 27 тыс. т (в 2012 г. она завезла в Россию лишь 0,1 тыс. т этих ягод). Республика Беларусь также занимала в 2015 г. значимые доли в поставках в Россию киви (20%), хурмы (10%), черешни и вишни (31%), хотя еще два года назад ее доля по этим продуктам была близка к нулю (меньше 1%).

Оценивая это риск, следует учитывать, что бизнесмены Турции тесно сотрудничают со своими коллегами из Казахстана, Киргизии, Азербайджана, поэтому несанкционированные поставки могут пойти по новым каналам.

3. Рост цен на плодоовощную продукцию для российских потребителей. Цены на турецкие продукты в большинстве случаев ниже, чем продукция других стран. Пожалуй, единственным исключением является цена молдавского винограда. Однако объясняется это тем, что республика поставляет в Россию в основном виноград, который, строго говоря, не является столовым (виноград винных сортов, который ниже по качеству и цене, чем столовый виноград). Вполне очевидно, что при сопоставимом качестве замена турецкой продукции на аналогичную продукцию из других стран обойдется российскому потребителю дороже.

Объемы импорта и средние цены импортной продукции

4. Импортозамещение может привести к повышению цен на плодоовощную продукцию. Правительство РФ предприняло меры, чтобы частично заместить продукты, попавшие под эмбарго. Однако цены на российскую плодоовощную продукцию часто выше, чем на импортную. 

Цены на отечественную продукцию и импортируемую из Турции (2015)

Продукция из Турции все месяцы межсезонного периода была в 1,5–3 раза дешевле, чем отечественная. Только летом и осенью цены российских и турецких поставщиков становились сопоставимыми.