Почему у Германии получилось

ET продолжает публикацию цикла статей профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия ТРАВИНА об исследованиях в области исторической социологии. В книге «Макроистория» Рэндалл Коллинз обращает внимание на важность секуляризации, образования и бюрократии для развития.

 

Когда путешествуешь по Европе, обращаешь внимание на любопытный парадокс. Одной из наиболее аккуратных и благоустроенных стран, воплощающих в себе понятие «европейская цивилизация», является Германия. Но стоит лишь пересечь германскую границу, как мир становится иным – больше похожим на привычный нам хаос. И так обстоит дело не только при движении из Германии на восток – в Польшу, Венгрию или Чехию. Так обстоит дело при пересечении альпийских перевалов в сторону Италии (особенно, если добраться до южной части Апеннин). Так обстоит дело, если попадаешь во Францию или валлонскую часть Бельгии.

Парадоксом я это называю потому, что в исторической социологии на пережившую тоталитарный режим Германию порой смотрят как на не слишком удачный пример модернизации в сравнении с Англией, Францией, Нидерландами (Бельгия и Голландия), а иногда и с Италией, чью культуру так принято превозносить. С одной стороны, из песни слов не выкинешь: немецкое «одичание» эпохи нацизма – это реальность. Но, с другой стороны, если немцы что-то делали неправильно, то откуда же сегодня у них столь явные успехи? Почему они не следуют по пути модернизации с некоторым отставанием от лидеров, а сами явно выбиваются в лидеры?

Хорошая бюрократия

Вопрос о германской модернизации всерьез заинтересовал американского ученого Рэндалла Коллинза. В своей книге «Макроистория. Очерки социологии большой длительности» Коллинз посвятил германскому феномену немало страниц. И это отличает его труд от многих работ исторических социологов, исследующих, в первую очередь, английский феномен, а также американский и французский опыт.

Английский феномен – это правильные рыночные и демократические институты. Кто-то считает, что они существовали в Англии аж с XIII века, кто-то полагает, что они сформировались после Славной революции (1688 г.), а кто-то дает им лишь пару столетий. Но в любом случае традиционный подход к анализу успеха состоит в том, чтобы выяснить, как и когда появились разумные правила игры. В этом направлении работают авторы, о которых я уже писал в этом цикле статей – Дуглас Норт с соавторами, Дарон Аджемоглу с Джеймсом Робинсоном, а также Джек Голдстоун. Но Рэндалл Коллинз идет другим путем.

Без соответствующего вклада чиновников, учителей и профессоров модернизация невозможна

При анализе Германии этот автор на первый план выводит совершенно иные проблемы – секуляризацию, а также развитие бюрократии и образования. Он полагает, что без соответствующего вклада чиновников, учителей и профессоров модернизация невозможна. А поскольку Германия лидировала в этих направлениях развития, то и ее нынешний успех не должен никого удивлять. Иными словами, нельзя сказать, как полагают некоторые, будто у Германии был какой-то свой особый путь (Sonderweg). Но важно подчеркнуть другое: в процессе модернизации, двигаясь в целом по тем же векторам, что и другие европейские страны, немцы добились особого успеха в сферах, которые у их соседей были в значительно меньшем почете.

«Германия во главе с Пруссией и другими северными государствами, – пишет Р. Коллинз, – стала первым относительно светским современным обществом в результате сочетания ряда факторов. Главными среди них были преобладание государственной бюрократии над церковью и реформа системы образования, проводившаяся под светским контролем».

Доминирование бюрократизма над клерикализмом способствовало развитию
 
Упор автора на бюрократизацию, конечно, несколько смущает. Мы привыкли к тому, что бюрократизация, скорее, мешает развитию, чем помогает. Бюрократия часто бывает коррумпирована. Еще чаще она тормозит развитие своей волокитой. С помощью налогов, откатов и взяток она изымает деньги у частного бизнеса, развивающего экономику, и вкладывает порой в безумные расточительные проекты, выгодные лишь ей самой. Поэтому обычно при анализе модернизации мы подчеркиваем значение рыночного развития, но не бюрократизации. Тем не менее, стоит обратить внимание на один важный момент. Такие южноевропейские страны, как Италия, Испания, Португалия, сохранившие в XVIII – XX столетиях большую роль Церкви в жизни общества и не слишком преуспевшие в бюрократизации, явно отстали по всем основным параметрам от Германии. Если мы будем сравнивать не хорошее с лучшим, а плохое с ужасным, то, возможно, окажется, что доминирование бюрократизма над клерикализмом способствовало развитию. И в этом смысле германский опыт, бесспорно, является позитивным.

«Крупнейший структурный импульс секуляризации имел место, когда университеты вышли из-под церковного контроля. Это явление, – подчеркивает Коллинз, – впервые произошло и стало наиболее влиятельным в Германии. Движение университетской реформы 1780-х и 1790-х гг., завершившееся основанием в 1810 г. университета нового типа в Берлине, было направлено на устранение господства богословского факультета и на повышение статуса философского факультета, который ранее вел лишь начальную подготовку студентов к учебе на выпускающих факультетах». Не менее значимы были и изменения, произошедшие в начальной и средней школах, когда «благодаря ряду прусских реформ было введено обязательное школьное образование, причем обучение осуществлялось учителями, не зависевшими от духовенства». Наверное, можно сказать, что именно Германия стала в XIX веке мировым лидером в сфере образования и секуляризации.

Трансформация культуры

В нашей стране либеральная мысль (при всем ее скептическом отношении к религии) какое-то время отдавала приоритет Церкви над государственной бюрократией. Считалось, что нет ничего хуже советских аппаратчиков. Но последние два-три десятилетия заставили усомниться в правильности этой мысли. Церковная бюрократия взяла многие недостатки партийной и добавила к ним еще собственные. Впрочем, немцы были, конечно, не одиноки в своем стремлении поставить чиновника выше священника. Если сравнить Германию с Францией, то, наверное, нельзя говорить о контрасте с точки зрения соотношения бюрократизма и клерикализма. Франция тоже стала вполне бюрократической страной, сумевшей ограничить роль Церкви. Однако в этой стране качество государственного аппарата традиционно было невысоким. Многие должности с XVI века продавались и покупались. Чиновник приобретал свое место для того, чтобы «отбить вложенные средства» и в дальнейшем зарабатывать как можно больше. В Германии, конечно, бюрократ тоже не был идеалистом, думающим только об интересах государства, но там (в Пруссии) приобретение в собственность государственных должностей исчезло к 1750 г. «В 1750 г., – отмечает Коллинз – был учрежден экзамен для приема в ряды прусской бюрократии, что ставило во главу угла университетское юридическое образование, хотя дворяне и были поначалу освобождены от этого экзамена».

К тем преобразованиям, которые шли «на гражданке», наверное, стоит добавить, что еще в 1733 г., прусская армия стала первым в Европе по-настоящему военно-бюрократическим образованием. Вместо частного найма солдат появилась всеобщая воинская повинность и полностью административное управление.

В принципе то, что Коллинз говорит о Германии, можно, наверное, распространить в на тот протестантский мир, в котором Церковь стала ориентироваться не на Святой престол в Риме, а на свое «родное» государство, и где радикально изменился характер образования с того момента, как люди стали самостоятельно читать Библию. Иными словами, помимо трансформации институтов (правил игры) оказалась важна и трансформация культуры. Не только Частная собственность, но и Святое писание влияли на поведение людей.

Является ли именно это основой той особой аккуратности и цивилизованности, которую сегодня можно встретить в Германии, в Голландии, в Скандинавии и даже во фламандской части Бельгии? Трудно утверждать однозначно, но то, на что указывает Рэндалл Коллинз, все же имело значение.